Тайна это я

Владимир Грудский| опубликовано в номере №1132, июль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

С доктором медицинских наук профессором Иваном Дмитриевичем Карцевым беседует журналист Владимир Грудский

«Повседневно заниматься отбором и направлением юношей и девушек в училища, заботиться об использовании их выпускников В Соответствии С Полученной Специальностью и квалификацией». Из Резолюции XVII съезда ВЛКСМ

К Карцеву меня привела молва. Крупный завод, выпускающий паровые турбины, рассказывали мне, прямо-таки бедствовал. Из-за довольно заурядной, несложной, хоть и ответственной операции - шлифовки турбинных лопаток. Заурядной? Но мало кого можно было назвать мастером этой операции. Брак просто буйствовал. А как его унять? Главное, шлифовщики все как будто бы делали правильно...

В общем, увольнялись люди. Текучка? Да нет, это уже бегство! Но приехал профессор Карцев. И «придумал» - как и полагается профессору. Принимают человека на работу и уже знают: пойдет у него шлифовка или нет. Набрали штат. Полностью, до последней вакансии. Сомневались, естественно, - не ударятся ли и эти в бега? Не ударились. Неужели все дело в Карцеве?

- Иван Дмитриевич, а если без легендной дымки?

- Прежде всего не «приехал и придумал». И не один работал, вместе со своими сотрудниками (лаборатория профориентации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. - В. Г.). Исследование вели долго - четыре года. Причем большое участие в работе приняли сотрудники отдела НОТ завода. И вообще в этой истории нет ничего загадочного. Действительно, текучка была приличная. До шестидесяти процентов рабочих не могли овладеть этой операцией «шлифовка лопаток». Она требует, чтобы рабочий очень точно, очень тонко контролировал усилие, с которым работают его пальцы. Чуть сильнее нажал, и дорогостоящая деталь испорчена. Мы знаем: одно из требований, которые профессия предъявляет организму, - высокая мышечно-суставная чувствительность. Есть, конечно, и другие требования, но главным мы считали это. Что же дальше?..

- Проверка каждого новичка в соответствии с этими требованиями?

- Вы торопитесь. Критерий-то каков? «Высокая мышечно-суставная чувствительность» - понятие очень неконкретное. Л какая именно, в каких единицах измерять и сколько единиц гарантируют профессиональную пригодность? Все это нужно было определить. И перво-наперво придумать (или позаимствовать известные в физиологии) способы измерения. Затем - установить «необходимую и достаточную» величину критерия профпригодности. Итак, сначала изучить специфические требования, предъявляемые профессией к организму, а затем уже выработать критерии. Такова в общих чертах методология нашей работы.

- И четыре года на каждую профессию?

- По-разному бывает. Много ведь нужно проводить исследований и обследований. Обследуем рабочих, справляющихся с операцией, и рабочих, не сумевших ею овладеть. Не прекращаем эту работу и после того, как вручаем производственникам подробную методику, обучаем их, как ею пользоваться, как работать с приборами, чтобы вести профподбор. Именно в ходе дальнейших исследований нам удалось, например, приблизиться к пониманию того, почему различны у людей способности к выполнению точных, координированных движений. Помогли нам в этом энцефалограммы...

- Запись биотоков мозга?

- Биотоков коры головного мозга. Есть такое понятие: двигательная память. Так вот, в зависимости от того, какие участки коры головного мозга и насколько активно вовлекаются в работу, пальцы у одних людей «запоминают» нужное усилие, а у других каждый раз «учатся» работе заново. Эти вторые, конечно, никогда не смогут овладеть операцией. Их ждет другая профессия.

- Как же им узнать, какая именно?

- Вопрос непростой. Каждая профессия имеет свой комплекс требований к организму. Точнее, каждая группа профессий. Наша лаборатория, к примеру, разработала методику определения пригодности к профессии сборщика изделий из мелких деталей. А, по существу, это целая группа профессий. Сборщики часов, слесари механосборочных работ, слесари-электромонтажники, монтажники радио- и радиолокационной аппаратуры, сборщики изделий из стеклоткани, монтеры телефонной связи, швеи-мотористки... Короче говоря, около ста профессий и специальностей. За тринадцать лет своего существования наша лаборатории выявила медико-физиологические критерии пригодности к 400 профессиям и специальностям. Треть всех профессий, по которым готовят в профтехучилищах...

- Как-то мне попалось описание профессии монтажника радиоаппаратуры. Его составили на одном заводе для подшефных школ, чтобы учителям легче было вести профориентационную работу. Запомнилось такое место: «Работа монтажника радиоаппаратуры очень интересна и содержит в себе элементы творчества. От него требуется сообразительность, например, мысленное представление всего монтажа по отдельным элементам схемы...»

- Видите ли, цель этого, правда, не слишком выразительного и не очень грамотного описания - заинтересовать школьника. У нас другая задача: профподбор. Если я назову научные критерии пригодности к той же самой профессии, не всякий читатель меня поймет - сложна терминология. Скажу, однако, что эту профессию прежде всего характеризует способность быстро различать несхожие по форме и размерам детали, точно и быстро устанавливать их в соответствующее место с последующим закреплением.

- Раз профподбор, то есть нацеленность на определенные профессии, значит, речь идет о предприятиях, технических училищах. Ну, а такая ситуация. Школьника сориентировали, допустим, на слесаря-лекальщика. Намерения у него очень серьезные в этом отношении. Приходит на завод или в ПТУ, обследуется. И узнает, что необходимыми данными природа его не наделила. А ведь он уже настроился, свыкся с мыслью, что станет именно лекальщиком.

- Вот мы и подошли к ответу на вопрос, как найти свою профессию. Пока мы затрагивали, в сущности, один только элемент цельной системы - профориентации. Увы, ее не существует, и создается она. чрезвычайно медленными темпами. А означает профориентация, на мой взгляд, широкую программу мероприятий. По трем основным направлениям. Изучение экономической ситуации, то есть потребности народного хозяйства в кадрах рабочих. Профессиональное просвещение, то есть ознакомление подростков с тем, каков спрос на профессии, ознакомление с особенностями этих профессий. Наконец, определение психологических и физиологических возможностей подростков применительно к тем или иным профессиям. Этим вполне смогут заняться и врачи средних школ. Специально подготовленные, конечно. Тогда разрыв, так сказать, между мечтой и действительностью у школьника будет не столь острым, ибо его выбор пока еще не слишком серьезен, не связан с четкими жизненными планами. Словом, переориентироваться подросток сможет без особых психологических драм.

- А вы, ученые, вероятно, позаботитесь о методических разработках по всем рабочим профессиям?

- В принципе да. Но с оговоркой. Мы беремся только за те, которые будут еще долго существовать. То есть перспективные. Кроме того, для нас имеет значение распространенность профессии. Иногда способность допуска к ней человека, профессионально непригодного. Хочу подчеркнуть: «профнепригоден» - это не клеймо, подразумевающее патологию, неполноценность. Нет, у каждого здорового человека свои психофизиологические особенности, совпадающие или не совпадающие с требованиями профессии...

Можно ли устоять перед искушением «заглянуть в себя»? Я оказываюсь в комнате, где стены обиты железом. Меня усаживают в кресло, из которого трудно было бы выбраться без помощи рук. Минут двадцать мою голову оплетают резиновыми ремешками. На них держатся электроды датчиков. Много электродов, от каждого вперед и вверх тянется проводочек. Проводочки ерошатся вокруг моей головы, и я думаю, что похож на обычную, плохо причесанную ведьму. Все-таки я немного волнуюсь. Наверное, обследуемые далеки от мысли, что из них извлекут сейчас какие-то тайны. А я, волнуясь, ждал откровений.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены