Таежная быль

опубликовано в номере №699, июль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Виктор рассказывает, что есть машины и поумнее трактора, например, экскаватор... Старики только головами качают.

- А в Луньском какие новости? - спрашивает гость.

- Кеты нынче мало. Собакам не хватит юколы. Хорошо, что есть нерпа...

- А для меня ни коровы, ни трактора не надо, были бы собаки да нерпочка, - вставляет свое слово старый Сачгун.

- Что говоришь, отец, подумай! - возражает Виктор.

Его внимание привлекла обложка какой - то книжки, лежавшей в углу. Он протянул руку. «Повесть о Зое и Шуре». Как попала сюда эта книжка о героях?... Наверное, ребята привезли с культбазы и забыли.

... Они сидят на шкурах, подобрав под себя ноги, вокруг нивхского столика, еле возвышающегося над землей. Пьют чай, едят белую юколу из тайменя и рыбий студень. Крохотное оконце еле пропускает свет. Дым щиплет глаза. В углу на корточках весь день молча сидит «мамка» - новая жена старого Сачгуна; иногда она так же молча подает чай. Над печкой на веревках сохнут шкурки... Непривычно в избушке Виктору. «Плохо живет отец, бедно живет, - думает он. - Так нивхи сто лет назад жили».

- Отец, поедем со мной. Будем жить в Чир - унвде!

Нет, старый Сачгун не поедет, он не может простить сыну, что тот нарушил древний нивхский обычай. Отца держит в цепких лапах старое, над ним власть тайги, власть веков и обычаев.

Как можно жить здесь и целыми днями только и делать, что ловить рыбу, охотиться на нерпу и соболей, пить чай и курить трубку?

Старики рассказывают, что Виктор родился под травяным шалашом в тайге в тот год, когда нивхи со стойбища Чир - во впервые не ушли на Охотское побережье промышлять нерпу, а остались на Тыми. В тот год в стойбище пришел голубоглазый и веселый лоча. Звали его Елисей Матирный. Нивхи тогда кочевали: летом ловили кету, зимой охотились на соболя и нерпу. Они жили в дымных избушках вместе с собаками и ели ту же юколу, что и собаки. Голубоглазый лоча звал нивхский народ начать новую жизнь. Многие нивхи впервые узнали от него, что на свете есть Ленин.

Хороший человек был этот лоча! Он ел вместе с нивхами, изучал нивхский язык, наловчился управлять долбленкой. Он побил в словесных поединках шамана Пимку и сказал, что нужно корчевать лес и пахать землю.

Нивхи организовали колхоз и назвали его «Чир - унвд» - «Новая жизнь». И только отец Виктора Сачгуна да еще несколько стариков не вступили в колхоз, решили жить по - старому.

Нет, Виктор Сачгун пойдет по своей дороге! Слово Матирного для него дороже отцовского слова, да и не для него одного. Дети луньских нивхов - единоличников учатся на культбазе. Они, видно, уже прочитали эту книжку, прочтут еще сто таких и уйдут из Луньского по своей дороге.

... Три дня прожил Виктор в Луньском, а его уже неудержимо потянуло к себе, в Чир - унвд. На четвертый день он вывел собак, надел на них алыки. Радостно взвизгивая, собаки рвались вперед, пока Виктор прощался с отцом. Вот Виктор отвязал тормоз от дерева.

- Та!

Но собаки и без того знали, что делать. Они вихрем понеслись с пригорка, и в глаза лунь - ским нивхам ударила снежная пыль. Каюр беспрестанно торопил упряжку, кричал, размахивал тормозом... Подальше от Луньского!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены