Та, которая вылепила свою жизнь

Евгения Гордиенко|01 Июля 2015, 14:32| опубликовано в номере №1797, июль 2014
Мухина
  • В закладки
  • Вставить в блог

В 1936 году Советский Союз готовился к Всемирной выставке «Искусство, техника и современная жизнь». Авторство павильона принадлежало Борису Иофану, и это именно он придумал увенчать многоступенчатый павильон огромной скульптурой, символизирующей единство рабочего и крестьянского движения в Советском Союзе.

Конкурс на лучшей проект завершающей композиции выиграла Вера Мухина. Чтобы воссоздать 25-метровую статую, потребовался месяц работы целого НИИ машиностроения.

Без трудностей не обошлось: сначала не получался реющий шарф колхозницы. Инженеры хотели вообще убрать его, но Мухина настаивала, что он придает композиции завершенность. Затем на Мухину в ЦК поступил донос: в очертаниях складок юбки колхозницы угадывался якобы… профиль Троцкого. Сейчас это звучит полным бредом, но тогда ночью на площадку, где собирали скульптуру, приехали Молотов и Ворошилов, которые долго ходили вокруг статуи и искали профиль… По счастью, не нашли, и скульптура в разобранном виде отправилась в Париж.

По дороге выяснилось, что часть деталей, погруженных на вагоны, не проходит в железнодорожные туннели. Ничтоже сумняшеся, рабочие просто срезали выступающие части, и Мухиной приходилось приваривать их уже на месте.

Когда в Париже скульптура была собрана, наняли безработных парижанок, чтобы те отполировали скульптуру при помощи… тряпок и зубного порошка.

«Рабочего и колхозницу» (как и весь советский павильон) ждал триумф. Парижанам так понравилась мухинская скульптура, что они просили оставить ее в Париже. Однако знаменитой паре уже было уготовано место – возле ВДНХ.

По возвращении на родину на Мухину посыпались сталинские премии. Особенно вождей радовало то, что павильон нацистской Германии рядом с советским смотрелся простовато и убого…

И никто уже не помнил, что за несколько лет до этого Мухина и Замков хотели покинуть родину навсегда. В 1930 году, когда врача Замкова «травили», они решились бежать: отправились на юг, чтобы пересечь персидскую границу. Мухина потом собиралась в Литву – там у нее была богатая родня, а путь Алексея лежал в Алжир, где жил его учитель.

Но планам этим не суждено было сбыться, потому что в Харькове супругов сняли с поезда. Их оправили в Москву и посадили в тюрьму. Замкова обвиняли в том, что он собирался продать за рубеж формулу своего лекарства, но врач удивил и обескуражил органы: формула гравидана давно была опубликована в Советском Союзе, и секретом не являлась.

Мухину отпустили, не предъявив никаких обвинений, а Замкова сослали в Воронеж, где он стал служить врачом в железнодорожной поликлинике.

Вера с сыном (к тому времени у них уже родился Всеволод) поехала за мужем. 

Однако Замкова даже в ссылке не оставляло желание разрабатывать и продвигать в массы свой препарат. Благодаря поддержке влиятельных знакомых и тех, кому гравидан уже помог, супругов вернули из ссылки в Москву. И жизнь снова переменилась…

Им дали огромную квартиру, Замкова назначили руководителем специально организованного для него института. Перед ним и Верой были открыты все двери: ей выделяли мастерские, материалы – все то, с чем у других скульпторов частенько возникали проблемы.

Оборудование для института,правда, в основном закупали на деньги Мухиной – ей, как ни странно, продолжал поступать доход от сданных в аренду рижских домов.

Гравиданом лечились и партийные бонзы, он поступал в продажу в аптеки, он помогал всем и от всего, начиная от психических болезней и заканчивая артрозом. Но…вызывал привыкание, а привыкание снижало эффект…

А потом институт в два дня закрыли, а дорогостоящее оборудование выбросили. Что стало тому причиной, Замков так никогда и не узнал – скорее всего, гравидан не помог кому-то, кому непременно должен был помочь…

На карьере врача был поставлен крест. У Алексея Замкова случился первый инфаркт.

 А вот Вера Мухина в этот момент как раз выиграла конкурс со своей скульптурой для парижской выставки. Но даже ее успехи не смогли вывести Замкова из депрессии.

В эвакуацию Мухина и Замков увезли весь архив его института. Он пытался вновь наладить производство гравидана, но никому, кроме него самого, это уже не было нужно.

В 1942 году Замкова не стало.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Один из первых

22 января 1898 года родился Сергей Эйзенштейн

Валерий Золотухин: "Неизвестно, где успех подстерегает..."

21 июня 1941 года родился Валерий Золотухин

Лицо с великой биографией

3 марта 1899 года родился Юрий Олеша