Сюрприз

Г Колесников| опубликовано в номере №692, март 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

События, которые раскроют суть этой правдивой и печальной истории, произошли в нашей бухгалтерии. И я, признаться, с некоторой опаской взялся писать рассказ, в котором основным действующим лицом будет главный бухгалтер. Уж очень далека эта область человеческой деятельности от поэзии! В самом деле, что может быть прозаичнее бухгалтерии? Впрочем, Степан Захарыч Кучерда, наш главный бухгалтер, - человек не только почтенный, но и безусловно интересный. Интересны, каждая по - своему, и его сотрудницы: две Люси и Васена Антоновна. Из двух Люсь одна была чересчур полная, простодушно - грубоватая и фантастически - легкомысленная. Как - то в лютую декабрьскую стужу она пришла в таком зеленом платье и с такими оранжевыми цветами, что Степан Захарыч даже крякнул от неожиданности: «Эк тебя угораздило...»

Но, кажется, только один Степан Захарыч и заметил необычайность люсиного наряда. Две другие сотрудницы были истыми дочерьми Евы: они обладали и достаточным тактом и достаточной завистью, чтобы не придать этому факту никакого значения.

Вторая Люся была излишне сухощавой и очень страдала от этого. Но так как страдания только усиливали ее худобу, то она в конце концов сделалась меланхолически - желчной. Будучи по должности кассиром, она сидела за деревянным барьером, поджав тонкие губы; с которых всегда готова была сорваться какая - нибудь колкость.

Заместитель Степана Захарыча не будет играть в нашем повествовании сколько - нибудь существенной роли, поэтому о Васене Антоновне Задорожной мы упомянем только для полноты картины. Она была уже в том возрасте, который позволял тонкой Люсе говорить о ней, как о старой деве. Во времена немецкого нашествия Васена пережила какую - то тяжкую драму, рано поседела и не вышла замуж. Возможно, из - за пережитой драмы или по каким - нибудь другим житейским обстоятельствам характер Васены сложился противоречиво - тяжелый. Внешне она относилась к окружающим со спокойным безразличием, но в глубине души до боли завидовала людям, сумевшим в отличие от нее сколотить себе пусть немудрящее, но свое человеческое счастье... В работе Васена была крутой и не в меру серьезной, и когда Степан Захарыч уходил в отпуск, Люсям, попадавшим под прямое начало Васены, частенько доставалось.

Что касается самого Степана Захарыча, то он, человек пожилой, тучный и непреклонно суровый, имел две слабости. Первая - это дочь Тамара, которую он до самозабвения любил и которой откровенно гордился. Она оканчивала педагогический институт в областном городе и готовилась стать учительницей. Второй слабостью Степана Захарыча, как это ни странно, была подчеркиваемая им демонстрация своей поразительной работоспособности и усидчивости.

Умение работать часами, не отрываясь от дела ни на минуту, породило в характере Степана Захарыча тщеславие: он разделял печальное заблуждение многих людей, которые были глубоко убеждены так же, как и он, что лучше его, больше его и честнее его никто другой на его месте работать не сможет, и место свое он намерен был оставить только со смертью.

Обычно, когда наступало время составления баланса, тонкая Люся говорила:

- Ну, девочки, запрягайтесь. Теперь Степа даст нам жизни!

И Степан Захарыч действительно «давал жизни». За короткое время он успевал наконтировать такую гору документов, что обе Люси, работая в четыре руки, не успевали разносить их по картотекам.

Степан Захарыч сам обучал своих сотрудниц хитроумному бухгалтерскому ремеслу. Обе Люси пришли к нему после школьной скамьи, совсем девочками. Как прирожденный бухгалтер, он настойчиво добивался в работе чистоты и единообразия. Достигнув в этом деле немалых успехов, он самодовольно говорил:

- Сколько я трудов положил, пока научил моих стрекоз чистообразности!

«Чистообразность» была служебным коньком Степана Захарыча. Кстати говоря, не кто иной, а именно наш главный бухгалтер является изобретателем этого выразительного неологизма. Однако, очевидно, в силу отдаленности нашей местности, он не вошел в сокровищницу русского языка, и я буду доволен, если мое повествование поможет восполнить этот пробел и даст изобретению Степана Захарыча права гражданства.

Помощницы Степана Захарыча работали в дни составления баланса добросовестно и быстро. Но когда спадала штормовая волна заключительных контировок и все цифры вставали в стальные рамки балансовых статей, когда бушующее море бухгалтерского учета переходило в спокойную зыбь текущих операций, тогда полная Люся при очевидном попустительстве тонкой и доброжелательном нейтралитете Васены самым бессовестным образом эксплуатировала первую и главную слабость Степана Захарыча. Тоном глубокой заинтересованности, как бы невзначай, она вдруг спрашивала:

- Ну как, Степан Захарыч, что Томочка пишет?

Тонкая Люся из - за своей перегородки сердито одергивала подругу:

- опять ты в рабочее время неслужебные вопросы задаешь Степану Захарычу!

Но Степан Захарыч только и ждал этого неслужебного вопроса. Дело в том, что вчера он получил от дочери фотографическую карточку, и сегодня ему не терпелось показать ее своим помощницам, а заодно еще раз посмотреть и самому. Коварный Люсин вопрос попал в самую точку. Лицо его расплылось в довольной улыбке.

- Карточку вчера прислала. Полная Люся всплеснула руками:

- И вы молчите! Немедленно показывайте. Васена еле заметно улыбалась. Тонкая Люся убирала в стол кассовую книгу, думая при этом: «Клюнуло!...»

Ну конечно же, Томочка Кучерда была красавица! У нее очень тоненький носик, очень яркие, вероятно, накрашенные губы, очень светлые, вероятно, обесцвеченные волосы. По фотокарточке видно было, что девушка изо всех сил старалась быть серьезной, но это ей совершенно не удавалось, или что - то рассмешило ее в момент съемки, или она была просто смешливой, трудно судить по фото, но каждая жилка на ее хорошеньком лице трепетала в смешинках.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

По нехоженым тропам

Из письма в редакцию

Это выше сна

Из письма в редакцию