Сын

Анатолий Маркуша| опубликовано в номере №1126, апрель 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кардин работал. Вставал рано, ложился поздно, иногда по нескольку дней не появлялся дома. Теща его ни о чем не расспрашивала. Сережа нельзя сказать чтобы избегал отца, нет, он просто не тянулся к нему. Отношения были прохладными. Правда, случился в те дни проблеск. Днем Кардин совершенно неожиданно приехал домой в военной форме, приехал на «виллисе».

- Ого, полковник! - немедленно прокомментировал Сережа. - «Козел» твой?

- Мой.

- Сам ездишь или тебя возят?

- Конечно, сам.

- А возьми меня с собой. (Между прочим, это была первая просьба Сережи за все время после возвращения из эвакуации.)

Кардина ждали на студии. Конечно, он мог бы взять сына на съемочную площадку, но не стал. Кардин позвонил режиссеру и сказал:

- Макс Борисович, говорит полковник Кардин. Докладываю: ввиду чрезвычайных и совершенно непредвиденных обстоятельств я вынужден сейчас заехать к генералу Солотину, и у вас буду не в пятнадцать ноль - ноль, как было назначено, а в шестнадцать ровно. Вы поняли меня?

- Ты что, пьяный, Коля? Чего ты мелешь? Все готово, люди ждут, - сказал режиссер удивленным голосом.

- Правильно, правильно. Точно: буду в шестнадцать ноль - ноль и все разъясню. - Кардин положил трубку. - Поехали, Серега!

Они уселись в «виллис», лихо развернулись во дворе и выкатили на улицу. Кардин проехал по переулку, где помещалась Сережина школа, выскочил на главную магистраль и взял направление на загородное шоссе. Кардин держался ближе к осевой линии и уверенно гнал машину вперед. Нарядный «виллис» со щеголеватым, красивым полковником за рулем приветствовали милиционеры. На всех перекрестках Кардин отрывался от соседних машин. Прохладный ветер, обтекая широкое лобовое стекло, шевелил волосы, поглаживал щеки и вдруг ни с того, ни с сего начинал посвистывать в ушах...

Им было хорошо - Карбину - старшему и Карбину - младшему.

Через неделю они поехали еще раз вместе. На этот раз - за грибами. Ходили по лесу, не очень удаляясь от дороги. Кардин боялся нарваться на что - нибудь неразминированное.

Сережа спросил:

- А как же те не боялись?

- Кто те?

- Настоящие солдаты, на войне?

- На войне люди погибают в силу печальной необходимости, - сказал Кардин, - а теперь, слава богу, война кончилась, и нет ничего глупее, чем погибнуть просто так...

- А вот я давно хотел спросить: почему ты все - таки не пошел на войну по - правдашнему? Ну, танкистом, или разведчиком, или снайпером, как все?

- Это очень трудно объяснить, Сережа, но я постараюсь. Я актер, у меня особое оружие - искусство. Этим оружием я стараюсь служить своему народу и в мирное и в военное время. Не перебивай, послушай... Ты думаешь, фронт - это сплошные бои и сплошные подвиги? Чепуха! Прежде всего фронт - чудовищная усталость, адская неустроенность, холод, сырость, грязища... И нет ничего страшнее для армии, чем тоска. Если наступает тоска, упадок духа - это катастрофа! Мы играли солдатам часто на передовой, в случайном укрытии... И я видел: заезженный, измученный человек оживал, у него прорезалась улыбка, он смеялся... Ты знаешь, что стоит улыбка на передовой?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Восхождение

Рассказ делегата съезда с комментариями нашего корреспондента Бориса Данюшевского