Своя точка зрения

Алла Гербер| опубликовано в номере №889, июнь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

На городском стадионе высокий крепкий старик в голубой студенческой шапочке сказал мне не без гордости, что стадион тот студенческий и строили его тоже студенты.

...Странный пошел народ. Раньше студенты по воскресеньям пиво пили, теперь кирпичи таскают. Вот он, сторож. Сорок лет сторожит чужое добро, а таких расторопных хозяев еще никогда не видел...

Я была на строительстве нового городского театра. Мне сказали: видите, вон те, самые боевые, — это университетские.

В комитете комсомола на столе у Эрика лежат справочники норм выработки и оплаты труда. Рядом — темы занятий по философии. Как видно, для него работа студентов на стройках — это тот же семинар, своего рода практикум. Эрик называл цифры: 189 человек получили строительные специальности... В августе выполнили нормы на 140% — Всего на стройках города и республики работало 2 000 человек.

Он подвел меня к финишу. Но у каждого финиша свой старт и своя беговая дорожка.

- Это верно, — сказал Эрик — Три года назад на стройки поехало всего 200 человек. Мне тогда здорово влетело: почему разнарядку не выполняешь? Конечно, я мог бы заставить. Мог бы обратиться к ректору, чтобы лишали стипендий, выносили выговоры. Ну и что? Поедут, будут ругаться, проклинать меня, стройку и еще бог знает кого.

Нет. Пусть лучше двести, а не тысяча, зато они привезут с собой не просто хорошие заработки. Они вернутся энтузиастами и сумеют заразить других. Так и получилось. Ребята увидели, как въезжали люди в их дома. Они вдруг поняли, что газетная формула — жилстроительство — это тепло, покой, надежная крыша для тех, кто долгое время был не очень-то избалован удобствами. И вот летом на стройки Эстонии поехали 2 тысячи студентов. Они поняли... Поняли... Вот откуда черпают силы новорожденные традиции. Ничего не делается по приказу. Зато многое делается для того, чтобы заставить думать.

Как случилось, что в Тартуском университете все студенты — будущие педагоги (все без исключения) с первого по третий курс работают в школах вожатыми и руководителями кружков, на четвертом и шестом помогают ученикам школы рабочей молодежи?

Больше того, студенты исторического, биологического и географического факультетов приобретают вторую профессию — учителей музыки и домоводства. Что это, приказ? Навязанное против воли обязательство? Нет, они сами поняли, что это необходимо. Потому что летом в деревни и села близлежащих районов выезжают студенческие бригады. Они ищут учителей, окончивших университет не более 10 лет назад.

И выяснилось: выпускники университета знают свой предмет, но сделать что-то сверх программы не хотят, а главное, не умеют. К ним обращаются с просьбой организовать кружок, прочесть лекции, провести вечер. Напрасно...

В деревне дорог каждый образованный человек. Его встречают с уважением, с нетерпением ждут, какие богатства он достанет из своего багажа. И как обидно бывает, когда учитель с университетским дипломам приезжает в село «налегке», припрятав накопленное от постороннего глаза! Тогда студенты сами решили: учиться преподавать надо с первого курса. Остальное вы знаете.

А недавно комитет провел в университете анкету.

Вот некоторые вопросы:

1. Какие лекции вы предлагаете реорганизовать и почему?

2. Какие темы считаете наиболее трудными?

3. Какие наиболее интересными?

4. Как улучшить работу семинаров по общественным наукам?

Оказалось, у всех есть мысли, и дельные, только раньше к ним никто не прислушивался.

...И все-таки я встретилась с «Золотыми лисицами». Память о них застряла на стенах бывшего университетского карцера. Рядом с рисунками, изображающими бравых корпорантов с кружками пива и полуобнаженных девиц, я заметила маленькую надпись: «Жить — значит наслаждаться».

— Да, наслаждаться! — воскликнул Эрик. — Но ведь думать — это тоже наслаждение... Думать и действовать!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены