Своя интонация

Ольга Молчанова| опубликовано в номере №1351, сентябрь 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

Если верить результатам опрсов, то симпатии молодых единодушно отданы сегодня певцу и композитору Юрию Антонову. Яркое тому подтверждение – аншлаги, с которыми проходили его недавние выступления в Минске и Волгограде, Ростове, Куйбышеве, Таллине и Москве. «На последние концерты Юрия Антонова продано более трехсот пятидесяти тысяч билетов», – сообщила ленинградская газета «Смена».

Разгадать секрет этой поистине оглушительной популярности непросто, тем более что мнения о его творчестве порой диаметрально противоположны. Одни пытаются объяснить этот, по их мнению, сомнительный успех невзыскательными вкусами молодежной аудитории. Другие в пылу неумеренных восторгов объявляют артиста и его песни «вершиной» современной советской эстрады. Разумеется, это крайности. А вот оценки самих слушателей, высказанные в письмах, которые приходят в редакции газет, на радио и телевидение.

«Нравятся Ваши песий, такие разные... Покоряет искренняя добрая интонация... Что нам эти заграничные ритмы и чужой язык! Люблю все наше, русское, – чувствую его в Ваших песнях».

Н. АНАНЬЕВА, г. Химки

«Многие считают, что голоса у Вас маловато... А мне Ваш голос импонирует, ведь и пишете Вы именно на него – музыку негромкую и приятную. В свое время и про Утесова говорили то же самое. А нам, молодым, он нравился. Я уверен, что эстрада не всегда требует шаляпинского голоса. Но она обязательно требует искренности и теплоты. А этого Вам не занимать». Это письмо написал ветеран Великой Отечественной войны Михаил Сергеевич Садовников из Тольятти. Ему 63 года.

«Его песни и он сам – «наши», для тех, кому от 17 до 25», – пишет Жанна Киселева из города Рогачева.

Те, кому от 17 до 25... Молодежь сегодня получает огромную (гораздо большую, чем, к примеру, десять лет назад) информацию по вопросам эстрады, слушает много разной музыки, в том числе зарубежной. Поток ее, как не раз отмечалось, мутноват, размывает эстетические нормы, навязывает «шоу»-вкус. Суметь противопоставить этому потоку свое – оригинальное, идущее в ногу со временем, нечто такое, что, следуя лучшим традициям отечественной эстрады, привлекало бы не меньше, – задача не из легких, но зато благородная. Что касается творчества Юрия Антонова, то я слышала, к примеру, что во многих дискотеках зарубежным шлягерам пришлось потесниться, уступив место антоновским песням, доступным и танцевальным одновременно.

Например, песня «Маки» на стихи Г. Поженяна, по моему убеждению, содержит все лучшее, что свойственно сегодня почерку ее авторов. Мне даже кажется, что тема памяти о павших за Родину решена в ней убеждающе лаконично, без малейшего мелодраматизма. Проста и выразительна неброская мелодия. Естественна, по-русски распевна каждая ее фраза. Это сдержанное раздумье человека, не привыкшего давать волю чувствам. Они прорываются только в припеве: «Маки, маки, красные маки, горькая память земли...» И все развитие внешне неторопливой мелодии устремлено к этому припеву, который, как долго сдерживаемое чувство, приносит желанное облегчение. Содержанием продиктована здесь и теплая, задушевная манера пения, которая так покоряет нас в Антонове. И она, заметьте, в русле лучших традиций отечественной эстрады. Так пели Утесов и Шульженко, так пел Владимир Трошин, счастливо нашедший свою проникновенную интонацию. К такой манере пения пришел в последние годы и Лев Лещенко.

Так поет и Антонов – «поет с душой, не кричит, не шепчет» (снова из письма слушателя). И это негромкое, кажется, совсем «невокальное» пение, с неповторимой хрипотцой – его, антоновское «фирменное», мгновенно отличимое и очень современное.

Антонов создал категорию песен, лирических и массовых одновременно, приблизившись к непревзойденному шедевру этого рода – «Подмосковным вечерам». Мелодии таких песен простые и ясные, они легко поются, мгновенно запоминаются. Восприятию главного – мелодической линии – подчинена стихия ритма, вся фактура прозрачной инструментовки. Атмосфера светлого покоя, иногда с оттенком легкой печали – таков мир этих песен. В них без ложного пафоса выражены чувства добрые и серьезные. В песне «Море» на стихи Л. Фадеева – всегда влекущая человека, сына земли, романтика морской стихии; в песнях «Родные места» и «Крыша дома твоего» на стихи М. Пляцковского – чувство кровной привязанности, нежной любви к родной земле.

В музыкальном строе каждой из этих песен своя неповторимая изюминка, которую мы не без удовольствия улавливаем слухом. И в таких звуковых находках автор проявляет незаурядную изобретательность и мастерство. Это или запоминающийся мелодический ход, или красивый мотив эффектного инструментального отыгрыша, чаще всего гитарного. Как в песне «Крыша дома твоего», к примеру.

Это одна часть песен Юрия Антонова (деление, разумеется, условное). А вот другая... Песни танцевального характера, такие, как «Жизнь», «Не забывай», «Я вспоминаю», «Золотая лестница», меня лично настораживают. А ведь пользуются особым успехом в дискотеках. В них будоражит стихия ритма, радует красочность ярких находок в аранжировке, сделанной с уверенным профессиональным мастерством. Эти песни стали привычными атрибутами музыкального быта молодежи, настолько привычными, что никто и не задумывается, нет ли в них изъяна.

А что, если вслушаться? Не слишком ли банальны мелодии этих песен, развязна, а порой откровенно криклива манера их исполнения?

А если вдуматься в текст хотя бы одной из таких песен? Заранее оговорюсь, что, наверное, не стоит требовать от текстов танцевальных песен, а следовательно, в известной мере прикладных по своему значению, высоких поэтических достижений. Наверно, здесь правомерны какие-то иные критерии оценки качества. Но смысл того, о чем поется, все же должен быть понятен? Хотелось бы. Тогда попробуйте:

Пусть о любви нечаянно

Кто-то сказать осмелится,

Если поверишь в это,

Сердца не закрывай!

В сердце необитаемом

Снова любовь поселится,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сотворение души

Автобиографическая проза