Свидание с вечностью

А Николаев| опубликовано в номере №800, сентябрь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Совсем недавно мне довелось слышать разговор, который происходил между посетителями Третьяковской галереи возле этой картины.

- Не могу понять: ведь это икона, и кажется, должна бы устареть.

- Вам нравится?

- Нравится.

- Значит, не устарело. «Троицу» смотрят долго, иногда часами. Многие приходят не один раз. Глядя на это произведение сегодня, мы поражаемся великому мастерству, которое не стареет от времени. И чувства, заключенные в нем, волнуют нас так же сильно, как и современников художника.

Минимальные сведения о жизни и облике художника, рассыпанные в различных источниках, могут многое прибавить к пониманию его искусства. В одном из них сказано, что Рублев «был светел и радостен». В этом, быть может, разгадка античной ясности его произведений, лишенных средневековой мрачности.

Рублев мыслит свои образы среди людей и наделяет их всеми человеческими качествами. Библейские образы художник трактует по - своему, изображая их в виде обычных, простых, умудренных жизнью людей. В таком отношении к божеству заключена самая характерная черта искусства Андрея Рублева.

С таким подходом к искусству связан и взгляд великого русского художника на человека, глубокая убежденность в том, что человек достоин лучшей участи. Особенно ясно это чувствуется во фресках на темы «Страшного суда», которыми Рублев вместе с Даниилом Черным украсил стены Успенского собора во Владимире.

Обычно художники средневековья, трактуя эту тему, старались напугать зрителей изображением ужасов и мучений, которые ожидают людей в будущем, когда, как утверждала библия, им придется предстать перед гневным оком высшего судьи.

«Страшный суд» для Рублева опять - таки только сюжет, в разработку которого он вкладывает свои собственные мысли. В лицах и фигурах людей, изображенных им, нет ничего, что выражало бы страх или наводило на мысли о предстоящих мучениях. Люди идут с надеждой на спасение.

Наше поколение плохо знакомо с сюжетами, которые писал Рублев, но для нас Рублев - великий художник. Его произведения волнуют современников середины XX века, ибо свое искусство Рублев обращал к общечеловеческим, вечным идеям и чувствам. Идея единения мира современна для каждого народа и теперь. Чувства добра, светлые отношения между людьми не могут состариться с течением веков. Поэтому и искусство Андрея Рублева стало вечным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены