Сусанино. Март

Евграф Кончин| опубликовано в номере №1388, март 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

— А вон и Сусанино! — воскликнули мои спутницы. — Смотрите, смотрите, видна уже Воскресенская церковь. Да, да — саврасовская! Из древних ли она сооружений? Возведена в 1690 году — ценнейший памятник русской архитектуры...

Проехали главную улицу, с крепкими каменными домами, сохранившимися от прежних владельцев — зажиточных купцов и ремесленников-шапочников. продукция которых славилась на всю страну. И сразу — на площадь, куда манили нас колокольня и пятиглавие храма. Выскочили из машины и бегом к нему. Обошли кругом, осмотрели. Да, несомненно, та самая церковь, что столь проникновенно и трогательно увековечена в знаменитой живописи! Саврасов лишь придвинул колокольню и храм друг к другу, чтобы достичь цельно сти художественного образа.

И березки те же, но весьма повзрослевшие, да и расположились они несколько в стороне от церкви. А быть может, это другие, а тех уже нет? Но все равно они саврасовские! Снег подле них уже рыхлый, опавший, потемневший, с половодьями в низинах. Жаль, что не светило солнце, и поэтому не увидели мы в натуре изумительного богатства саврасовских оттенков цвета и света — розоватой золотистости на снежном бугре, удивительной прозрачности теней от берез и зеленовато-синих главок церкви, пронзительно голубой бесконечности неба.

А грачи саврасовские. Саврасовские! Имя их стало нарицательным, как, положим, левитанов-ская осень или тургеневская девушка. Шумные, хлопотливые, деловые, торжественные. Не только гонцы весны — ее хозяева! Да вот и тот грач, что изображен с веточкой в клюве. Такой рассудительный, такой занятой. Другой такой, третий...

За церковью, вдалеке — хмурый горизонт заснеженных полей, за ними угадывается стылость заледенелой реки. Художник, правда, приблизил и поля и реку к окраине провинциального тогда местечка. Вместо приземистых деревенских домиков и деревянного забора церковь теперь облепили современные хозяйственные постройки, несуразные, противоестественные здесь, на месте рождения знамени того произведения, да и вообще у памятника старой архитектуры, вызвавшего у художника искреннее восхищение строгой красотой, величавостью и гармонией облика своего.

А вот место, с которого Алексей Кондратьевич написал первый молвитинекий этюд, мы никак не могли отыскать. Точка, с которой он запечатлел церковь, березки, грачей, оказывается, находилась гораздо выше, чем ныне существующие против церкви пригорки. Но где же она, эта точка? Недоумение рассеяла сотрудница местного музея Татьяна Груздева.

— Стоял здесь еще в 1920-х годах большой, очевидно, двух- или трехэтажный дом. Алексей Кондратьевич, как мы полагаем, именно с его балкона, а быть может, через широкое окно и сделал этюд...

— А кому дом принадлежал?

— Семье мастера-шапочника Чичагова...

Уж не с его ли помощью Саврасов добирался из Костромы в Молвитино? Встретились в губернском центре, познакомились, разговорились и поехали вместе. У него, вероятно, художник и остановился. На день, два, неделю...

Воскресенская церковь в Сусанине реставрируется. После окончания работ в ней разместится выставочный зал, в котором будет устроена постоянная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Саврасова, пребыванию его в Костромской губернии. И, конечно, «Грачам». Главным экспонатом будущей экспозиции намечается хорошая копия картины, выполненная ленинградским художником Василием Александровичем Иорданским, местным уроженцем. Сейчас его работа демонстрируется в музее рядом с экспонатами, рассказывающими о подвиге Ивана Сусанина. Наверное, вполне закономерно, что экскурсоводы, рассказывая об истории края, связывают эти памятные вещи меж собой.

Слушаю я их, и вспоминаются строки из стихотворения местной уроженки ленинградской поэтессы Марии Комиссаровой. Стихотворение так и называется «Грачи прилетели», и посвящено оно Саврасову:

Саврасовских грачей
В сусанинских полях
Весна встречает...

Сусанинский музей весьма популярен. Несмотря на отдаленность от Костромы, иных больших городов, поток его посетителей непрерывно увеличивается. Ежегодно в нем бывают до 12 тысяч человек. Для сравнения поясню, что население поселка составляют лишь 11 тысяч жителей. Сотрудники стараются привлечь в музей детей, молодежь. прежде всего свою, сельскую, из близлежащих колхозов и совхозов. Преуспевают в этом. Недаром в 1982 году Костромской областной объединенный музей-заповедник, филиалом которого является сусанинский музей, получил за обслуживание сельского населения памятный вымпел Министерства культуры СССР. ЦК профсоюза работников культуры и ЦК профсоюза работников сельского хозяйства. В этом — несомненная заслуга и сусанинского его филиала.

..После возвращения в Ярославль Саврасов на основе этюдов, сделанных в Молвитине. начинает писать картину. Заканчивает ее в Москве. Она экспонируется в Петербурге на первой Передвижной выставке в 1871 году. Затем приобретается Павлом Михайловичем Третьяковым для своей галереи и навсегда остается в ней. Неизменно привлекает восторженное и взволнованное внимание. Но первым, кто понял и по достоинству оценил произведение, был глава передвижников И.Н.Крамской. Пейзаж Саврасова, — писал он, — есть лучший, и он действительно прекрасный». И, сравнивая его с другими картинами, представленными на выставке, добавлял: «Но все это деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в «Грачах».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Непобедимость

Так это было на войне

Постоянство

Дети из «долины рудокопов»

Смена привычных понятий

Экономический эксперимент