Супергероический пантеон

  • В закладки
  • Вставить в блог

«И тогда мы выхватили по увесистому револьверу (откуда-то во сне взялись револьверы) и с наслаждением пристрелили Богов». Хорхе Луис Борхес. «Рагнарёк».

В выходные мы с моим десятилетним сыном часто ходим в кино. Хорошо, когда идет какой-нибудь забавный мультик или фэнтези. Но через раз мы наталкиваемся на фильмы о Человеке-Пауке или Темном рыцаре, Росомахе или Зеленом фонаре, и понимаем, что попали куда-то в середину сюжета без начала и видимого конца. Наверное, поэтому фильмы про супергероев далеко не всегда занимают в российском прокате те же места, что в американском. И именно поэтому редакция «Смены» решила поглубже заглянуть во вселенную супергероев. В мир, где наша планета может обозначаться всего лишь как Земля-616.

Мы сразу поняли, что ничего научного у нас не получится. Кто будет серьезно заниматься такой темой? Психологи? Искусствоведы? Историки? В качестве исторических предпосылок предлагалось очень много персонажей – от героев волшебных сказок и русских былин до олимпийских богов. Справедливости ради надо сказать, что герои скандинавского, например, пантеона, или, по крайней мере, их тезки, вошли в последние десятилетия в когорту супергероев.

Ох. Я сказал «супергероев»? Или «супер героев»? Разница огромная.

В раздельном англоязычном написании этот термин – не просто два слова, а торговая марка, принадлежащая соуправителям большей части видимой комикс-вселенной – американским компаниям Marvel и DC comics.

И не зря. От обычных героев сказок и мифов суперлюди отличаются четким набором качеств, на которых индустрия комиксов держится уже более 70 лет.

Сверхчеловеческое

Если перевести слово Superman буквально, получившийся термин «сверхчеловек» вызовет у читателя очень неоднозначную реакцию. Экспериментами по выведению суперлюдей, развитию запредельных способностей и в целом улучшению вида Homo Sapiens в 20 веке занимались фашисты. Тем удивительнее, когда и кто придумал Супермена.

Летней ночью 1933 года молодой парнишка по имени Джерри Зигель не мог заснуть. Лежа в кровати, он мечтал о том, что хорошо было бы научиться летать… И придумал персонажа, для которого не существовало земного притяжения, сильного, мужественного и непобедимого. Он вскочил, подбежал к письменному столу и написал раскадровку первой истории про Супермена. А на следующее утро поспешил к своему другу Джо Шустеру, который тут же нарисовал прототип персонажа. Так родился первый супергерой.

Так, в год, когда фашисты пришли к власти в Германии, в Америке двое еврейских подростков создали сверхчеловека – непобедимого защитника слабых, борца за правду и справедливость, чужака (ребенка с погибшей планеты, воспитанного американскими родителями), который обрел новую родину и отстаивает ценности своего общества и американский образ жизни.

Зигель и Шустер сразу попытались опубликовать свой комикс, но неоднократно получали отказ.

Супермен был издан только спустя пять лет, в журнале Action comics. Хотя ранее Фантом первым из героев надел обтягивающий костюм, а Флэш Гордон прославился как тот, кто всегда приходит на помощь, ни один из них не мог обогнать мчащийся поезд или поднять одной рукой грузовик, как Супермен. Поэтому 1938 год считается началом Золотого века супергероев, а сам герой – родоначальник жанра – поныне входит в десятку самых узнаваемых «людей» на планете.

Мститель

Через год на страницах другого сериального издания, Detective comics, появился Бэтмен. Это герой совсем иного типа. Если Супермен – открыт, позитивен и борется за добро, то Бэтмен мрачен и беспощаден в своем противостоянии злу. Он спокойно может утопить злодея в ванне с кислотой, приговаривая: «Достойный конец».

Бэтмен не обладает врожденными суперспособностями. Его необычные качества обусловлены костюмом, который, к тому же, скрывает от окружающих личность героя. Главное оружие Бэтмена – интеллект, детективные способности и бескомпромиссная ненависть к преступникам. Когда время от времени супергерои выходили из моды, издатели комиксов про Бэтмена переключались на его умение расследовать загадочные происшествия. Сочетание черт супергероя и детектива сделало «Человека – летучую мышь» одним из самых популярных персонажей комиксов.

На костер

Золотой век супергероев подарил читателям огромное количество персонажей, удачных и не очень, переживших одно издание, возвращающихся время от времени или непрерывно издававшихся все эти годы. Может быть, главное, что случилось в этот период – создание компании Marvel, которая поначалу представляла собой группу опытных авторов, предложивших издателю Мартину Гудману ежемесячно готовить к изданию сборник комиксов.

И тут индустрию постиг мощный удар. Колонну атакующих возглавил психиатр, доктор медицины Фредерик Вертхэм. Он считал, что плохо нарисованные, ярко раскрашенные комиксы с сюжетами, в которых переплетены насилие и сексуальные мотивы, наносят вред растущему мозгу, делая его невосприимчивым к менее ярким историям.

Крестовый поход закончился серией конференций на тему «Психопатология комиксов», написанием книги Вертхэма «Соблазнение невинных», а также акциями массового сожжения комиксов.

Но индустрия смогла справиться с этим, и ведущие издатели под давлением комиссии Сената приняли «Кодекс комиксов», который лимитировал использование сексуальных, криминальных сюжетов и насилия. Отбив атаку общественности, индустрия стала приходить в себя.

Новый расцвет

С середины 50-х годов начался Серебряный век супергероев, которые теперь, помимо преступников, боролись уже не с нацистами, а с коммунистами. Принципиально новые герои и сериалы, где они действуют не в одиночку, а в командах, появились благодаря расцвету в начале 60-х компании Marvel. Большинство «новых героев» и их команд, известных нам сегодня, родились именно в этот период в студиях Marvel и их главных партнеров-конкурентов DC Comics. Фантастическая четверка и Мстители, Люди Икс и, конечно же, Человек-паук.

Именно в Золотой и Серебряный век сложился облик супергероя. Персонаж под таким названием обладает уникальным набором качеств, которые четко определяют жанр.

Несмотря на множественность сериалов, DC comics и Marvel придерживаются еще одного важного правила. «Вселенные», в которых обитают персонажи комиксов, существуют в едином континууме, события, происходящие в одном из комикс-миров, обязательно находят отражения в другом. И, если при просмотре современного фильма, поставленного по мотивам книг Marvel или DC comics, вам непонятно, что за счеты, например, у Человека-Паука к Супермену, и почему Женщина-Чудо так смотрит на Бэтмена – не переживайте. Значит, была тому причина. В одной из вселенных. А мы – в качестве эксперимента – попробовали создать СВОЮ маленькую серию. Ее главное действующее лицо – Человек-таракан. Мы придумали его и наделили признаками супергероя. И вот что из этого вышло…

При подготовке статьи мы использовали материалы лекции Хосе Аланиза, университет Вашингтона, г. Сиэтл, прочитанной 8 мая 2009 г. в рамках фестиваля «Коммиссия».

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте о знаменитом Владимире Гиляровском, о «соловецком эпизоде» в ходе Крымской войны,  об истории создания серии картин Уильяма Хогарта «Выборы в парламент», о судьбе  французского короля королю Людовика XI, нареченного Святым, о малоизвестных фактах из  биографии композитора Алябьева, о жизни и творчестве актера Олега Борисова, новый детектив Андрея Быстрова «Легкокрылый ангел»  и многое  другое...



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Древнерусские комиксы

История лубка

Смех и ярость

Rage Man: как научиться создавать комиксы за пять минут

в этом номере

Городские легенды

Каждый российский губернатор мечтает сделать свой регион привлекательным для туристов. Пока одни строят спортивно-развлекательные комплексы, другие «раскручивают» народные мифы

«Рисковать лучше своими деньгами»

Эстер Дайсон, пионер инвестиций в Рунете, считает, что новаторы должны иметь право на ошибку

Революционер и бунтарь

Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»