Судьба балерины

Юр Любин-Назаров| опубликовано в номере №913, июнь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Человеческая жизнь, как и книга, делится на части. на главы. В жизни парижанки Веры Бокадоро завершается одна из важнейших глав, которую можно назвать самоопределением. Она заканчивает Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского. Это первая студентка из Франции, заканчивающая наш советский театральный институт.

1956 год. Париж. Здесь гастролирует балетная труппа театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. И ни одного представления не пропускает молодая балерина Гранд-опера.

На следующий год в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в составе французской делегации ехала и Вера. На вечерах французского искусства она со своим партнером Андре Покровским танцевала па-де-де Буаль-дие. В первый же день своего приезда в Москву девушка пошла на Пушкинскую улицу, в театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Она просила разрешить ей на время фестиваля заниматься в балетной труппе театра. Ей разрешили. Со многими артистами Бокадоро познакомилась еще в Париже. И вот она с ними, в одном зале, занимается под руководством педагога Петра Андреевича Гусева.

... Фестиваль закончился. Нужно было возвращаться домой. Но неизгладимое впечатление оставили в памяти юной балерины балетные спектакли в Большом театре и театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, занятия в труппе советского театра. С тех пор она мечтала учиться в Советском Союзе.

И наконец мечты сбываются. Министерство изящных искусств Франции посылает балерину Гранд-опера на усовершенствование в школу Большого театра. Вера начинает учиться у Галины Петровны Петровой и Веры Петровны Васильевой. Новые наставники и друзья раскрыли своей ученице тончайшие нюансы русского балетного искусства.

Прозанимавшись год в балетной школе ГАБТа, она была принята в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на балетмейстерский факультет.

- Какое это было для меня счастье! - вспоминает молодая парижанка. - Во Франции, к сожалению, нет институтов, подобных ГИТИСу, у нас балетмейстерами, как правило, становятся те, кому повезет, или те, у кого есть влиятельные знакомства. В общем, счастливый случай делает танцора балетмейстером.

Я познакомился с Верой Бокадоро во время гастролей солистов балета парижской Гранд-опера Клод Бесси и Оттилио Лавис несколько лет назад. В репертуаре этих артистов были «Коробейники» в постановке студентки ГИТИСа, как гласила программа. Когда мы беседовали о балетном искусстве Франции, в артистическую вошла Вера.

- Вот наш постановщик «Коробейников», - представили мне солисты Гранд-опера юного балетмейстера.

... Ярко, интересно прошли пять лет учебы у Веры.

- Лучшим своим другом я считаю балерину Власову, - говорит Бокадоро. - Познакомилась я с ней еще в Париже во время гастролей. С Элеонорой я сделала первые шаги в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, в театре, с которым у меня так много связано самого лучшего, самого сокровенного. Здесь я поставила свой одноактный балет «Однажды на Монмартре» на симфоническое произведение Гершвина «Американец в Париже». Я восхищаюсь способностями Элеоноры Власовой и очень люблю ее как человека. Мне очень бы хотелось поставить для нее номер, в котором раскрылся бы ее многогранный талант. Я хотела ей отдать все как хореограф, что во мне созрело благодаря ей. Я поставила хореографическую миниатюру «Невеста ветра». Создавала эту новеллу, как драматург пишет пьесу для какого-нибудь выдающегося артиста. И рада, что Власова получила в Париже диплом Анны Павловой, ежегодно присуждаемый парижской Академией танца лучшей балерине мира.

За годы учебы Вера приобрела много друзей в Москве. В числе их концертмейстер театра, студентка консерватории Лена Раскова. Это она нашла музыку к новелле «Невеста ветра» и своим исполнением Второй баллады Листа просто «влюбила» в нее начинающего балетмейстера. Можно назвать и Валентину Рыжову. Они совместно написали либретто по пьесе Шварца «Тень». Началась интересная творческая работа с композитором М. Таривер-диевым. с художниками Л. Збарским и В. Мессерером. Этот балет Вера сейчас ставит в Рижском театре.

Но всего не расскажешь.

... Мы идем с Верой по Москве. Она с грустью говорит:

- Я скоро уеду в свой родной Париж. И, очевидно, буду работать балетмейстером в Гранд-опера. Но я никогда не забуду своих учителей, и прежде всего Владимира Павловича Бурмейстера, Анатолия Васильевича Шатина, своего родного ГИТИСа. Мне будет грустно без многих моих советских друзей, и у себя дома, в Париже, я буду всегда помнить моих товарищей по учебе, моих наставников. Навсегда сохраню в своей памяти дорогую для меня Москву.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены