Стратегия родительской любви

Юрий Рюриков| опубликовано в номере №1278, август 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Любое ощущение неполноценности – опаснейший омут в сознании и подсознании ребенка. Даже самые хорошие и светлые свойства, проходя через крутящуюся воронку этой неполноценности, могут хиреть, слабнуть, ущербляться. Малышу – для нормального роста – нужна полная, абсолютная уверенность в себе: это самый надежный фундамент и самый мощный ускоритель нормального развития.

Чтобы убыстрить рост хороших свойств в малыше, их приходится – в раннем детстве – преувеличивать. Какое-то свойство, скажем, у него еще на стадии почки, а мы говорим ему, что оно расцветает: от этого оно скорей достигнет расцвета. А его неумения, недостатки, слабые стороны лучше преуменьшать – от этого малышу будет легче справляться с ними.

Тут приходится действовать в духе двойной оптики любви, которая увеличивает плюсы и уменьшает минусы близкого человека; это мудрый механизм подсознания, он отвечает самой природе детской психики и резко улучшает все воспитание. Впрочем, механизм этот так же хорошо отвечает и всей природе человека: наша природа полна несовершенств, и розовая оптика как бы уменьшает их, помогает нашему подсознанию, нашему желанию лучше относиться и к близким людям.

Поощряя успехи малышей (сначала преувеличивая их), подбадривая в неудачах (в первые годы тоже преуменьшая их), мы тем самым внедряем в них чувство уверенности, радость доброты, удачи. радость заботы о других. Именно так мы закладываем в них самые лучшие фундаменты характера и получаем в ответ самые яркие радости, самые хорошие душевные свойства.

Педагогика доброго терпения меняет всю атмосферу воспитания, всю его психологию и философию. Ведь нервные и дерганые люди чаще всего растят нервных и дерганых детей: а добрые и спокойные – по закону подобия – растят спокойных и добрых.

Когда родители (пусть даже и дерганые) держат себя с детьми в духе ласкового терпения, они от этого могут и сами стать лучше: тут действует тот же психологический закон зеркала, но в другом своем проявлении: Что растишь в другом, то растет в тебе». (У него, впрочем, есть и обратная сторона: только то. что растишь в себе, растет в другом.)

И еще один краеугольный камень воспитательной культуры: детям нужно как можно больше самостоятельности. свободы действий, меньше мелкой опеки, дергающих запретов. Всем, наверно, знакома типичная картинка. Куда лезешь? – кричит мать или бабушка. – Платье изгваздаешь! Тебе для этого покупали?!» Многих детей выводят гулять разодетыми в пух и прах и не дают шагу шагнуть без одергиваний. Энергия малышей угнетается, их лишают свободы движений (самое вредное из наказаний!). внедряют в них пассивность, гасят нормальную непоседливость, бурную жажду движений.

Одна умная мать говорит о малышах: «Плохо гулял, раз пришел чистый». Другая даже выработала формулу: «Ребенок должен принести с прогулки кило грязи». Они, наверно, правы. Пусть ребенок пачкает чулки, ботинки, пальто, пусть он приходит изгвазданный и замурзанный: это значит, он ощутил счастье мышечных напряжений, бурный поток двигательных радостей, а в эпоху физических недогрузок это исключительно важно. Он получил нужную долю свободы – прибавил в своем здоровье и душевном развитии.

А грязные чулки он постирает сам. и пальто с ботинками тоже почистит сам – с нашей помощью. И когда мы похвалим его: «Молодец, помощник, работаешь, как большой», – это чуточку продвинет его и в уважении к себе и в нравственном росте.

Поощрение самостоятельности, стремление, чтобы ее было у детей все больше и больше – причем во всех областях жизни, – очень убыстряет развитие в детях хороших свойств. Пожалуй, это один из главнейших рычагов, которые помогают малышу вырастать не иждивенцем, не маменькиным сынком и не папенькиной дочкой, а хорошим и уверенным в себе человеком.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены