Страницы воспоминаний

Л Семенова| опубликовано в номере №670, апрель 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мне, простой советской женщине, выпало счастье в годы юности работать в Кремле и часто видеть Ленина. Я была у него телефонисткой, выполняла его поручения, и память об этих незабываемых днях осталась на всю жизнь.

... В августе 1919 года меня вызвал к себе комиссар Московской телефонной станции, где я работала. Когда я вошла к нему в кабинет, он как - то по - особенному посмотрел на меня, встал и сказал необычно торжественным тоном:

- Направляем тебя на работу в Кремль. Как смотришь на это?

Я не сразу поняла, о чем пойдет речь.

- В Совнаркоме нужна телефонистка, - пояснил он. - Ты член партии. Из рабочей семьи. Здесь, на телефонной станции, уже семь лет... Мы решили доверить эту работу тебе.

Признаться, я тогда еще боялась ответственности. Другие девушки за два года революции как - то заметно выросли, распрямились, поднялись, а я по - прежнему дома боялась отца, на работе - начальства. И теперь вдруг меня посылали в Кремль на работу!

Кремль - это штаб Революции. Кремль - это средоточие всех народных надежд... Кремль - это Ленин. И вдруг я, Лида Орлова, в Кремле!

В здании Совета Народных Комиссаров в то время было два коммутатора - на втором и третьем этажах. Коммутатор на третьем этаже имел 150 номеров и помещался рядом с кабинетом товарища Ленина. Туда меня и направили работать.

Помню, я вошла впервые в Кремль с Красной площади. С неудержимым волнением поднималась я по крутой лестнице здания, где помещался тогда Совнарком. Кто меня встретил, кто показал дорогу, - этого я не запомнила. Одна мысль владела мною: здесь рядом работает Ленин.

На первом дежурстве я была сама не своя. Слушала вызовы, включала и отключала номера, отвечала на вопросы. Но все было не как прежде. Ибо здесь рядом был Ленин. И нельзя было просто, спокойно произносить необыкновенное: «Товарища Ленина? Сейчас проверю. Да, у себя. Пожалуйста, соединяю».

Произносила это имя и сама себе не верила.

Вдруг дверь кабинета Председателя Совнаркома открылась, и оттуда стремительно вышел человек с несколькими записочками в руках, просматривая и перечитывая их на ходу. «Он!» - екнуло сердце. Да, передо мной стоял Владимир Ильич. Кровь бросилась мне в лицо.

- Кто сегодня дежурит? - спросил Владимир Ильич, продолжая смотреть на записочки. Потом оторвал от них глаза. - Вы?... А, новый товарищ! Очень хорошо...

Он внимательно посмотрел на меня, очевидно, заметил мою бледность, взволнованность.

- Откуда вас прислали, товарищ? С Московской станции? Значит, опыт есть. Очень хорошо... Вот тут я написал вам несколько записочек, кого и когда вызвать ко мне... Предупредите, пожалуйста, этих товарищей... Вот, возьмите. Почерк мой разберете? Давайте я вам прочитаю... Вы поняли? Все поняли? А если не разберете, придите, спросите...

Владимир Ильич пошел к своему кабинету, но у дверей обернулся и повторил:

- Если не разберете, пожалуйста, не постесняйтесь придти.

Я держала в руках записочки Ленина, делала вызовы и чувствовала, как опадало мое волнение. Я говорила уже уверенно, четко: «Товарищ Ленин просит вас завтра в десять утра быть у него на приеме. Пожалуйста, ровно в десять утра».

Владимир Ильич был очень аккуратным человеком: носил всегда белоснежный воротничок, и его простой черный костюм был всегда тщательно вычищен. Он не терпел неряшливости и требовал абсолютного порядка во всем. Его кабинет представлял собой образец аккуратности и простоты. Он не любил мягкой мебели и пользовался простым деревянным креслом с соломенным плетением. На столе стояла обыкновенная настольная лампа под зеленым абажуром, перекидной календарь, два ящичка для бумаг, два телефонных аппарата - городской и междугородный.

По обе стороны письменного стола стояли две вращающиеся этажерки с бумагами и справочниками. Позади письменного стола и вдоль стен - книжные шкафы. Между окнами, выходившими на кремлевский двор, висела большая карта путей сообщения Европейской части России. У стены помещался диван, на деревянной спинке которого стоял портрет Карла Маркса.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены