Стереоскопическое кино

С П Иванов| опубликовано в номере №467-468, ноябрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

В пятилетнем плане восстановления и развития кинематографии предполагается все немые кинотеатры городов и деревень СССР превратить в звуковые. По плану, это должно быть достигнуто в 1950 году. Озвучение кино - огромный шаг вперёд: оно повышает выразительность этого искусства, так любимого молодёжью.

Но и в звуковом кино изображения на экране по-прежнему, как десятки лет назад, получаются плоскими, оставляя скрытыми от зрителя пространственные образы - существенную черту реальной действительности. Объёмное кино, то есть создание у зрителя впечатления трёхмерности изображений, является очередной задачей кинотехники. Эта задача технически сложнее и труднее озвучения фильмов, но и она уже успешно решается в нашей стране.

Человек смотрит на окружающий его мир двумя глазами. Он как бы рассматривает его под двумя углами, с двух точек зрения, находящихся одна от другой на расстоянии 60 - 70 миллиметров. И то, что он видит левым глазом, не вполне похоже на то, что видит правым.

В сущности, перед ним два различных изображения, которые, объединяясь лишь в его сознании, создают единое пространственное, объёмное, или, иначе, стереоскопическое, представление об окружающем мире (возникает стереоскопический эффект). При обычной съёмке фото- и киноаппараты фиксируют предметы только с одной точки зрения. Поэтому мы и видим их изображения плоскими. Снять с двух точек зрения и каждому глазу отдельно показать полученные изображения являлось нашей основной задачей.

Над созданием объёмного кино учёные давно работали не только у нас, в Советском Союзе, но и заграницей. Тысячи патентов о стереоскопическом эффекте, начавшие свой счёт задолго до рождения кино, - наглядное доказательство важности этой темы. Исследования американцев Фредерика и Герберта Айвсов, бельгийца Э. Ноайона, французов Луч Люмьера, Эстанава и других имели целью разрешить проблему стереоскопии вообще и стереоскопического кино в частности. Многие из них предлагали немало различных способов получения стереоскопических киноизображении на экране. Но почти все эти способы требовали либо сложнейших устройств, которые делали неосуществимой демонстрацию кинофильмов для массового зрителя, либо вызывали необходимость надевать на глаза какие-нибудь очки.

Незадолго до Отечественной войны в столичном кинотеатре «Москва» был установлен конструктивно разработанный моим ближайшим помощником Б. Т. Ивановым уникальный растровый проволочный стереоскопический экран. В отличие от обычных киноэкранов он состоял из 30 тысяч тонких пятиметровых проволочек, на тянутых с точностью до одной сотой миллиметра на гребёнки, которые были укреплены вверху и внизу металлической рамы, весящей 6 тонн. Позади этой своеобразной сетки (растра) располагался обычный экран. Эти проволочки создавали возможность проецировать и воспринимать два изображения для правого и левого глаза раздельно. Форма кадра была вытянута вверх и сужена с боков (он был вертикальным), что сильно затрудняло работу режиссёра и оператора, привыкших снимать на обычный, широкий кадр.

Для наблюдения стереоскопического эффекта на экране зрителю приходилось находить позицию наилучшего видения. Специалисты - режиссёры «плоского» кино - и большинство из 500 тысяч зрителей, успевших просмотреть до начала войны первый экспериментальный фильм-концерт, поставленный режиссёром Александром Андриевским и оператором Дмитрием Суренским, положительно отзывались о нашем изобретении.

Вот выдержки из отзыва одного режиссёра: «Стереоскопическое кино - путь к новому, синтетическому искусству, обогащающему палитру художника новыми богатейшими средствами творческого воздействия. Звук, цвет, объёмность несут конец плоскостному чёрно-белому искусству кино наших дней. Изобретение Семёна Иванова - художника и инженера - открывает перед нами поистине блестящие перспективы».

Заслуга нашей лаборатории в 19-10 - 1941 годах была в том, что даже несовершенный проволочный экран всё же обеспечивал безочковый стереоскопический эффект одновременно для трёхсот зрителей.

Некоторые зрители первого экспериментального стереофильма называли «пороком» нашего изобретения необходимость «искать точку» наилучшего видения и необходимость сохранять горизонтальное положение глаз в течение всего сеанса. Но этот «порок» неизбежен, так как глаза наши расположены по горизонтали. Отсюда естественная и неизбежная особенность искусственного стереоэффекта состоит в том, что он может возникнуть лишь при горизонтальном расположении глаз. Вообще для искусственного стереоэффекта необходимо раздельное восприятие минимум двух изображений, соответствующих точкам зрения правого и левого глаза, потому нахождение этих точек зрения необходимо. Но оно было затруднено нашей несовершенной системой проволочного стереоэкрана и, как ни странно, неправильным расположением кресел в зале театра.

Сейчас в стереолаборатории студни «Стереокино» нам удалось создать большой светосильный растровый стереоэкран, который настолько облегчает «нахождение точки», что стереофильм смотрится почти как обычный, плоскостной. На этом светосильном стеклянном стереоэкране размером 3 X 3 метра мы будем демонстрировать стереофильмы в кинотеатре «Востоккино» одновременно двумстам зрителей.

Студия «Стереокино» уже располагает промышленным методом изготовления стереоэкранов с оптическим светосильным растром, который значительно совершеннее старого. Яркость изображение на светосильном (усиливающем свет) экране не менее чем в девять раз выше, чем на проволочном. При прочих равных условиях яркость светосильного стереоэкрана не меньше чем в три раза выше, чем у обычного, «плоского» киноэкрана, что даёт возможность демонстрировать на нём цветные киноленты без специального усиления источников света. Растр светосильного экрана представляет собой зеркальное стекло, на поверхности которого смонтировано несколько тысяч тончайших оптических линз.

Расположение кресел в зрительном зале стереоскопического кинотеатра будет сделано но дуге окружности и строго согласовываться с оптикой стереоэкрана. Таким образом, достаточно будет нормально сесть в кресло, чтобы стереоэффект возник сам собой.

В документальной стереокартине «Парад молодости» (физкультурный парад 1945 года), заснятой под моим руководством режиссёром Матвеем Володарским и операторами Николаем Филипповым, Вано Крмояном и Самуилом Рубашкиным, в силу трудности документальных съёмок ещё не удалось полностью продемонстрировать всех возможностей стереокино. Зато в игровом художественном фильме «Робинзон Крузо», снятом режиссёром Александром Андриевским и оператором Дмитрием Суренским, это удалось сделать значительно полнее.

В поисках более высокого качества и более совершенной формы кинокадра, который бы удовлетворял запросам кинорежиссёров и операторов, привыкших снимать кинодействие на ленте в ширину, мои помощники - инженер Борис Иванов и оператор Дмитрий Суренский - внедрили предложенный мной новый принцип перфорирование киноленты. Международный стандарт ленты имел восемь отверстий, расположенных с правого и левого краёв каждого кинокадра, а мы делаем только два отверстия и располагаем их между кадрами. Это дало возможность иметь каждый из двух кадриков стереопары размером 15,5 X 16,5 мм, то есть пропорции «живого квадрата», популярного в архитектуре. Таким образом, было получено увеличение полезной площади плёнки, предназначенной для снимков, в полтора раза, не меняя ее прежних размеров (длины и ширины). Всё это облегчает работу режиссёра и оператора и позволяет в случае необходимости иметь любую форму кадра за счёт самой минимальной потери полезной площади. В этом смысле квадратный кадр является универсальным и открывает новые творческие возможности.

Стереофикация кинематографа является одним из важнейших и интереснейших этапов в развитии киноискусства. В недалёком будущем в столицах союзных республик и в больших городах страны будут открыты стереокинотеатры по образцу московского.

«Великий немой», как раньше называли кинематограф, обрёл не только дар речи и цвет, но и третье измерение - глубину. Мечта об отдалённом прекрасном кинематографе будущего превращается в нашей стране в реальную действительность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены