Старт на трактородроме

Анатолий Баранов| опубликовано в номере №1063, Сентябрь 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Авария должна была произойти ровно в полдень. Так по крайней мере значилось в плане работ Подмосковной испытательной станции Государственного научно-исследовательского тракторного института. Заведующий лабораторией шасси кандидат технических наук Владимир Шахназаров выехал на поиски подходящего места. Старший научный сотрудник Нусрат Османов готовил к эксперименту измерительную аппаратуру, датчики и пассажира. А этому пассажиру вообще было все безразлично. Склеенный из кожи и пластмасс, с металлическими суставами и скелетом, он только ухмылялся нарисованной улыбкой.

Современные колесные тракторы часто используются при перевозке грузов. Скорости их значительно возросли. И аварии на дорогах беспокоят сейчас тракторостроителей не меньше, чем автомобилистов. Османов усовершенствовал серийную кабину колесного трактора, сделал ее более прочной и надежной. По его мнению, новая кабина сможет гарантировать безопасность тракториста при любых неожиданностях. Работу молодого ученого и нужно было подтвердить в предстоящих испытаниях.

Механик-испытатель Николай Котов хотел сесть в кабину трактора во время эксперимента.

– Я и сам сяду, если возникнет необходимость, – обиделся Османов и неожиданно засмеялся. – Манекен упадет не хуже любого из нас.

А вот данные соберет точнее: ему не придется следить за своим состоянием.

О новой кабине думают в лаборатории условий труда и плавности хода. И если Османов стремится обезопасить тракториста на случай аварии, то здесь заботятся об улучшении условий повседневного труда механизатора, об уменьшении загазованности, запыленности, шума, вибрации, думают о герметичности кабин, их отоплении и охлаждении. Над решением этих проблем вместе работают ученые, инженеры, физиологи.

На специальном вибростенде установлено сиденье нового трактора Т-150. Сиденье сейчас считается лучшим, оно легко регулируется по росту и весу водителя. Испытатель Николай Статенков, с ног до головы оклеенный датчиками, осторожно, чтобы не сорвать какой-либо провод, усаживается в кресло, пристегивается ремнем.

– Готов? – спрашивает заведующий лабораторией Василий Иванович Субботин.

Статенков только головой кивает: нос его зажат специальными зажимами, во рту труба спирометра.

Субботин включает вибростенд, медленно поворачивает рукоятку, регулирующую частоту. Стрелка останавливается у цифры «2». Частота – два герца. Испытатель подпрыгивает в своем кресле, стрелки самописцев вычерчивают причудливые кривые на бумажных лентах, на зеленом экране осциллографа пляшет светлая змейка. Частоту увеличивают в полтора раза, имитируется движение трактора по вспаханному полю поперек борозд. Усидеть на месте уже не просто. Статенков вжался в сиденье, ухватился за ручки кресла. По его напряженному лицу чувствуется, что он едва сдерживает желание остановить эксперимент.

Физиолог, не отрываясь от своих приборов, машет рукой: достаточно. Субботин выключает установку, и в неожиданно наступившей тишине слышен лишь шорох шин за стеной. Днем и ночью, не останавливаясь, бегут два передних колеса по асфальту и булыжникам, подпрыгивают на кочках и рытвинах. Они то плетутся со скоростью один километр в час, как будто рассаду сажают, то стрелка спидометра, укрепленного рядом с экзаменующимся передним мостом, подтягивается к отметке пятьдесят. И за все это время ни на метр вперед. Крутятся колеса, вращается под ними барабан с различными неровностями, раскачиваются подвески. Тысячи километров пробежали колеса, не сдвинувшись с места.

Через каждые тридцать часов работы стенд останавливают, мост разбирают, делают микрометраж изношенности различных частей. Таких циклов шесть. Значит, для того, чтобы полностью испытать передний мост трактора на этом стенде, нужно всего 180 часов. «На природе» для этой цели понадобилось бы времени в десять раз больше.

При мне опытный инженер-испытатель Виктор Матвеевич Самарцев проводил окончательные измерения переднего моста трактора МТЗ-50. Каковы же результаты испытаний?

– Мост хорош. Но наши данные показывают, что его можно сделать более надежным. Только улучшение термической обработки основных трущихся деталей – втулки и цилиндра – позволит увеличить долговечность переднего моста в два раза. Видите, какие резервы!

Результаты испытаний немедленно сообщают тракторостроителям, и те в своей работе стремятся учитывать замечания испытателей.

Испытатели – это исследователи, в совершенстве знающие технику. У них, правда, нет права «вето», они не могут заставить тракторостроителей поставить на конвейер или снять с него какую-либо машину, но судьба этой машины зависит все-таки и от них, зависит от того, как проэкзаменуют они каждую деталь, каждый узел трактора, какую оценку им выставят. А экзамен они устраивают строгий. При мне один из испытателей смазывал трущиеся детали муфты сцепления смесью из масла и... пыли. Пыль эта особая, «тестированная», получают ее из кварцевого песка. Пыль «помогает» детали быстрее износиться, раз в 10–15 ускоряет испытания трущихся частей трактора.

Грязью из такой пыли заполнена и специальная стальная ванна, в которой «на привязи» стоит гусеничный трактор. Толстые тросы и стальные балки удерживают его на месте, и он беспомощно скребет своими гусеницами металлическое днище ванны, взбивая грязь, превращая ее в суспензию, проникающую в мельчайшие зазоры между частями машины.

На специальном полигоне тракторы гоняют по самым невероятным дорогам, рытвинам, ухабам, бетонным заграждениям. Да еще к их гусеницам прикрепляют стальные «башмаки», отчего тракторы издали похожи на переваливающихся с боку на бок уток. Усидеть в кабине такого трактора невозможно, поэтому управляются они по радио.

Нелегкий хлеб у испытателей. Им приходится выдерживать такие перегрузки, работать при таких шумах и вибрациях, которые не встречаются в обычной работе механизатора. Поэтому всю самую тяжелую работу здесь стремятся переложить на плечи машин, автоматизировать самые трудоемкие процессы испытаний. Уже решено приобрести электронно-вычислительную машину и с ее помощью управлять с единого пульта всеми стендовыми испытаниями.

У меня сложилось впечатление, что главная задача испытателей – как можно быстрее разбить трактор, привести его в негодность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о начале и продолжении русско-австрийских отношений, об одной из самых значительных женщин османский империи – Сафие-султан, о жизни и творчестве замечательного русского драматурга Александра Николаевича островского, об истории создания знаменитой картины Павла Федотова «Сватовство майора,  об однм из самых удивительных археологических открытий XX века – находке берестяных грамот, новый детектив Иосифа Гольмана «Любовь, ненависть и белые ночи» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Осень-71

Предлагает Таллин