«Сталинградская битва»

Ник Кемарский| опубликовано в номере №530, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

На съёмках 2-й серии фильма

... Генерал армии А. М. Василевский заканчивает доклад о разработке гениального сталинского плана разгрома немцев под Сталинградом. Политбюро ЦК ВКП(б) принимает решение о сроках решающего наступления.

- Мы начнём контрнаступление в районе Сталинграда в ноябре, - говорит товарищ Сталин.

Этой замечательной сценой заканчивается первая серия художественно - документального фильма «Сталинградская битва».

И вот снова вспыхивают на экране кадры, которые переносят нас в незабываемые, наполненные напряжённым ожиданием надвигающихся событий дни осени 1942 года.

На многочисленных оборонных заводах, во всех уголках советской земли самоотверженно трудятся создатели боевых машин, боеприпасов, вооружения.

И, наконец наступает исторический день 19 ноября 1942 года. Грозной картиной небывалого по мощи артиллерийского наступления начинается рассказ о легендарном сражении, которое изменило весь ход войны советского народа с немецко - фашистскими захватчиками и знаменовало собой закат хвалёной немецкой армии.

Так начинается вторая серия фильма «Сталинградская битва», постановка которого осуществляется съёмочной группой студии «Мосфильм» во главе с режиссёром - постановщиком лауреатом Сталинской премии В. М. Петровым.

- Наша работа над второй серией, - рассказывает Владимир Михайлович, - началась сейчас же, как только мы окончили предварительный монтаж первой серии. Мы не хотели пропускать необходимую нам зимнюю натуру и уже 14 января выехали на места съёмок. Предстоявшая работа была самой сложной и трудоёмкой частью всего фильма. Мы должны были отснять все массовые сцены, показывающие сокрушительный удар советских войск по флангам немецкой группировки, воссоздать средствами кинематографического искусства величественную картину разгрома и пленения гитлеровских полчищ, осаждавших Сталинград. По своим масштабам эти съёмки превосходили все известные до сего времени съёмки батальных массовых сцен.

Огромный опыт, - продолжает режиссёр, - накопленный съёмочной группой (режиссёр Н. Досталь, оператор Ю. Екельчик, художник Л. Мамаладзе и другие) во время работы над первой серией фильма, помог нам провести эти сложнейшие массовые съёмки в самый кратчайший срок. Сейчас основная натурная часть фильма нами уже отснята.

... Вся сложность и необычайная трудоёмкость проделанной съёмочной группой Петрова работы познаётся хотя бы на примере съёмки одного кадра - прорыва немецкой линии обороны войсками Юго - Западного фронта.

Руководством группы был выбран соответствующий натурный пейзаж. Затем началась подготовка избранной местности к съёмкам. Для этого была построена 120 - метровая металлическая эстакада, поверх настила которой были уложены рельсы для тележки киноаппарата. Установив на них аппарат, постановщики стали «организовывать» пейзаж в соответствии с композицией и содержанием будущего кинокадра. Специальная группа сапёров отрыла окопы, поставила проволочные заграждения, распределила места закладки фугасов и дымовых шашек. Одновременно на поле была завезена и расставлена разбитая военная техника, придавшая местности характерные черты одного из участков долгого и ожесточённого сражения.

Когда эти подготовительные работы были закончены и избранная местность, приняла вид действительного поля сражения, наступило время для организации самой съёмки.

В проведении её должно было участвовать 5 тысяч человек пехоты, 60 танков, 100 автомашин, 60 самолётов, 85 различного типа орудий. Уже одно перечисление всех этих сил даёт достаточное представление о тех трудностях, которые возникали перед постановщиками. Основная из трудностей заключалась в том, что вся эта масса техники и людей должна была двигаться и действовать с точностью часового механизма. Это сравнение является почти буквальным, так как всё время съёмки, в течение которого должна была произойти разыгрываемая сцена, составляло всего - навсего... сорок секунд.

В эти сорок секунд аппарат должен был зафиксировать и атаку танков, проламывающих проволочные заграждения, и штурмовку окопов советской авиацией, поддерживающих наземные силы, и атаку самой пехоты. Единственным условием успешности всей съёмки был вопрос надёжной и чёткой связи.

Были привлечены все возможные виды связи. Управление ими было сосредоточено около основной режиссёрской площадки, с которой постановщики руководили съёмкой. 35 радиораций, 30 телефонных аппаратов, радиоустановки, поддерживающие связь с аэродромами и с самолётами в воздухе, ракетная сигнализация, дублировавшая основные команды, - всё это преследовало одну цель: обеспечить чёткую и слаженную взаимосвязь между всеми участниками съёмки.

... Когда вы будете смотреть вторую серию фильма и увидите, как из заснеженного окопа поднимется советский солдат и побежит вперёд; как помчатся в атаку танки, двинутся нескончаемые пехотные цепи; как пронесутся над полем битвы стремительные самолёты и дым разрывов закроет весь горизонт, - вспомните о том, какого труда, времени и высокого искусства потребовал от кинематографистов этот промелькнувший перед вами сорокасекундный кинокадр...

Во второй серии фильма «Сталинградская битва» будет показана реализация гениального сталинского плана разгрома немецких полчищ под Сталинградом. Сейчас группа готовится к заключительным павильонным съёмкам: ставка Верховного командования Советской Армии; исторический дом, где произошло подписание капитуляции немцами; зал Кремлёвского дворца.

Затем будет отснят последний, заключительный эпизод фильма - историческое выступление товарища Сталина на приёме в честь участников парада Победы. Снова перед зрителем воскреснут незабываемые картины всенародного праздника, падающие к подножию ленинского мавзолея знамёна фашистских армий, торжественная встреча в Кремле.

И как апофеоз всего фильма прозвучат проникновенные слова сталинской здравицы в честь великого русского народа:

...»Доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческою победу над врагом человечества - над фашизмом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены