Сражение без выстрелов

Динко Гочев| опубликовано в номере №974, декабрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Уж так-таки ни разу в жизни вам не приходилось обсуждать с друзьями достоинства и недостатки своих сослуживцев? И вы думаете, я вам поверю? Он собирался добавить, что задал этот вопрос на правах человека, заинтересованного в ее судьбе и желающего ей добра, но тут и столу подошел старик с корзиной свежих, только что срезанных роз, и Иван Петрович умолк, выбирая букетик для своей дамы. Он протянул старину монетку и услышал в ответ:

- Благодарю, господин Топазов... Данева испытующе посмотрела на Ивана Петровича. Старик отошел, и она сказала:

- Знаете что, уважаемый господин Иван Петрович... Топазов, у меня нет ни малейшего желания ломать голову над тем, кто вы, чем занимаетесь, откуда у вас ворох фальшивых имен. Бог с вами, делайте свое дело, а меня оставьте в покое. И, подозвав официанта, она демонстративно оплатила счет. Иван Петрович не мешал ей. Он понимал, что происходит сейчас в ее душе. Ясно было только одно: ни в коем случае их разговор так не может закончиться. Ни в коем случае! Он удержал ее, когда она пыталась встать, и сказал:

- Если вы считаете, что у вас есть для этого основания, пожалуйста, думайте обо мне плохо. Если вы не хотите мне помочь, я, разумеется, ни к чему не стану понуждать вас. Хочу только показать вам кое-что... И, вытащив из внутреннего кармана пиджака несколько снимков, он разложил их на столе, прикрыв локтем от постороннего взгляда. Это были страшные снимки. Улыбающиеся гитлеровцы в новеньких униформах позировали рядом со своими жертвами. Эти снимки были сделаны в Польше и других европейских странах, уже попавших под ярмо фашизма.

- Зачем вы мне это показываете? - растерянно спросила она.

- Чтобы напомнить вам, с нем вы работаете, с кем встречаетесь каждый день, - ответил Иван Петрович. Данева опустила голову.

- Вы, видимо, никогда не знали, - сказала она, - что такое нужда, как чувствуешь себя, когда месяцами ищешь работу и не находишь.

- Так все можно оправдать! - Иван Петрович смотрел на нее сурово, с нескрываемым укором. - Я, право же, был о вас лучшего мнения... - И вдруг, понизив голос и наклонившись вперед, властно сказал: - Откройте-ка сумочку! Быстро! Ошеломленная этой неожиданной переменой в его голосе, Данева почти машинально исполнила странный приказ, растерянно пробормотав:

- Зачем?

- Дайте мне вот тот листок. Да-да, вот тот, сложенный вчетверо.

- Нет, - воскликнула Данева, - это вас не касается! Это - личное письмо...

- Личное?! - усмехнулся Иван Петрович. - С каких пор личными письмами стали называться доносы? Данева побледнела, на глазах ее появились слезы.

- Когда вы успели залезть в мою сумку? - прошептала она. - Вы фокусник? Или все это мне просто снится? Теперь она плакала вовсю, не вытирая слез. Лицо ее стало некрасивым.

- А что мне было делать? - всхлипывала она. - Вы показались мне подозрительным человеком. Откуда я знала, кто вы... И чем это кончится. Нас обоих могли арестовать. И я на всякий случай написала рапорт на имя Делиуса. Если бы нас задержали, этот рапорт нашли бы в моей сумке. И, может быть, я бы спаслась. Он слушал ее, не перебивая. Потом вытащил из сумочки этот предусмотрительный рапорт и разорвал его на мелкие клочки.

- Не глупите, - сказал он. - Никто нас не арестует. Вместо того чтобы отчаиваться и впадать в истерику, вы бы лучше помогали своей стране.

Центр слушает

Информация, которая от Ивана Петровича поступила в Центр через несколько дней, имела действительно большое значение для оценки событий, происходящих на Балканах. Данева знала немало. И могла узнать еще больше. Вот она, ее первая информация. Делиус перестроил всю систему абверовской службы в Болгарии. Его «контора» руководит тайными операциями не только в Болгарии, но и в Турции, Греции и даже на Ближнем Востоке. Специальные сотрудники Делиуса готовят провокации против сотрудников советского посольства в Софии. К этой работе Делиус привлек и своих болгарских коллег из министерства внутренних дел и военной разведки. Фактически Делиус ведет себя в Софии как наместник: он может в любое время без пропуска войти в любое министерство и к любому министру, получить любую информацию и отдать любой приказ, который будет тут же исполнен. Начальник шифровального отдела военного министерства майор Генчев - его личный приятель, все важнейшие государственные тайны он сначала докладывает Делиусу и только потом - своим шефам. Зловещий «доктор» создает на Балканах широко разветвленную шпионскую сеть. Ему помогают старые германские агенты, которые долгие годы работали под прикрытием разных невинных болгарских учреждений, а теперь все собрались под крылышко нового начальника. В свои главные помощники Делиус взял бывшего чиновника Софийского полицейского управления Йозефа Клейхмпеля... «Сведения имеют значительную ценность, - отвечали из Москвы. - Поблагодарите источник. Ждем подробностей». Подробности... Он отлично понимал, как важны они. Но к главным тайнам «конторы» Данева доступа не имела. Чтобы проникнуть в них, нужно было время. А время не ждало.

Портрет бабушки

Ателье фотографа Ивана Петровича Топазова было всегда переполнено. Слава этого мастера гремела по всей Софии. Хотя в ателье работали и другие фотографы, многие настаивали, чтобы их снимал сам хозяин. Он редко отказывал: кому охота терять клиентуру! Отнесись он равнодушно к своим клиентам, это вызвало бы удивление завидовавших коллег. А в те сложные времена от удивления рукой подать было до подозрения. Нет, вести себя надо естественно. И что делать, если из-за этого приходится весь день с утра до темна возиться с аппаратом, корпеть в лаборатории и вести утомительно любезные разговоры с клиентами! А потом, когда все отдыхают, начинать свой второй рабочий день. Впрочем, клиенты были разные. Пришел один, принес портрет бабушки, бережно завернутый в газетный обрывок. Попросил снять четыре копии и удалился. Обычный заказ, каких десятки на дню. Для Топазова он означал, что важный источник назначает встречу в условленном месте и в условленный час. На обрывке газеты сохранилась дата ее выхода. Если к ней прибавить четыре, это будет число, на которое назначена встреча. Встреча состоялась. Потом еще одна. И еще. А в Москву полетели шифрованные радиограммы: «В конце мая немецкие войска выходят из Болгарии в направлении на северо-восток». «Немецкие войска из Греции размещаются в Румынии». «На Балканах остается только три германских дивизии». Стоял май 1941 года. Что означали эти приготовления, сомневаться не приходилось. Прошло несколько недель, и гитлеровские полчища вторглись в Советский Союз. Проникнуть в тайны особняка на бульваре патриарха Евтимия стало для Ивана Петровича задачей номер один. Тем более что из Москвы сообщили важную новость: в глубоком советском тылу был пойман германский шпион. В прошлом белогвардеец, эмигрировавший в Болгарию. Здесь он и прошел шпионскую подготовку. Ясно, что тут не обошлось без Делиуса. А сколько еще не выявленных его агентов шныряет по свету, творя гнусные свои дела! И сколько новых еще готовят «коммерсанты» из этой темной конторы? Данева делала все, что в ее силах, но добыть список делиусовских агентов она не могла. Где может «доктор» хранить списки своих агентов? Скорее всего в сейфе своего кабинета, чтобы были всегда под руной. Тем более что - и это подтвердили многомесячные наблюдения - большую часть времени он проводит в конторе. И тогда у Ивана Петровича родился план, который поначалу казался легкомысленным и авантюрным. Настолько авантюрным, что он сам сразу чуть не отверг его. И все же мысль об этом плане не покидала Ивана Петровича. Все чаще и чаще он обдумывал детали, взвешивал все «за» и «против». И в конце концов настолько сжился с этим планом, что не мог (а пожалуй, и не хотел) придумать какой-либо иной. То, что еще так недавно казалось сумасбродством, постепенно обретало черты вполне серьезной и достаточно перспективной операции. Конечно, риск был велик. Но разве без риска делает разведчики хоть один шаг? И разве знает он наперед, чем закончится даже самая надежная из его операций?

Делиус остается в дураках

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Бомбы, пещеры, люди

Репортаж из осажденных районов Лаоса