Спектакль об отважных

Ю Волгин| опубликовано в номере №591, январь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

... В зрительном зале зажглись огни. Остались за занавесом уголок французского порта, баррикада, построенная докерами и их детьми...

Закончился спектакль, рассказавший нам о величии народной силы, отстаивающей дело мира.

Действие пьесы молодых драмчатургов А. Зака и И. Кузнецова «Вперёд, отважные!», поставленной на сцене Центрального детского театра, развёртывается далеко от нашей страны - во французском портовом городе. Эта пьеса - волнующее повествование о современной жизни Франции, о непрекращающейся борьбе двух лагерей, той борьбе, о которой мы часто слышим и много читаем в газетах.

На одной стороне кучка реакционеров, предателей, возглавляемая американцем Брегли. Здесь директор школы Гастон Буше, фашистские взгляды которого пришлись по вкусу непрошенным заокеанским гостям; здесь и мэр города, правый социалист Бонар; и кюре, спрятавший под сутаной и маской благочестия свою продажную натуру. Эти люди привлекли и небольшую группу учеников школы - скаутов, предводительствуемых фашиствующим молодчиком Эдмоном.

Сборищу ненавистников мира, алчных дельцов и предателей противостоят французские патриоты, руководимые коммунистом, депутатом парламента Раймоном Робером. С ними их помощники - юные члены «Союза отважных».

Борьба этих двух лагерей захватывает зрителей с первых же минут спектакля. В школу вместо уволенного директора-коммуниста назначается раболепствующий перед американцами Гастон Буше. Он появляется в школе, важный, напыщенный, всем своим видом говоря: «Уж я - то наведу здесь порядок», - и вдруг в классе раздаются слова правды о Советской России.

Взбешённый Гастон Буше набрасывается на «преступника» - сына докера Поля Мишле. Поль Мишле должен покинуть класс: он исключён из школы!

Большинство учеников - дети простых французских тружеников, члены молодёжного «Союза отважных» - решает бороться за возвращение Поля Мишле в школу. Но оказывается, что всем им надо отстаивать своё право учиться. Для подавления забастовки докеров, отказавшихся грузить оружие, американец Брегли и мэр города Бонар вызывают войска, которые должны быть размещены в школе: школу решено превратить в казарму.

Так борьба докеров, срывающих очередную военную авантюру мистера Брегли, и борьба их детей за право учиться сливаются воедино.

Спектакль «Вперёд, отважные!» - безусловная удача и актёров Центрального детского театра, и постановщиков - заслуженного артиста РСФСР лауреата Сталинской премии В. С. Колесова я В. Е. Месхетели, - и художника Б. Г. Кноблока.

Особенно отрадно отметить, что в этом спектакле наряду с мастерами старшего поколения - заслуженными артистами РСФСР Т. Соловьёвым, З. Сажиным, К. Кореневой и другими - выступает большая группа актёрской молодёжи.

С большим творческим волнением играет роль Поля Мишле молодой актёр, лауреат Сталинской премии Александр Михайлов. Перед ним стояла нелёгкая задача - раскрыть сложный внутренний мир своего героя, показать, как этот юноша, пройдя через многие препятствия и трудности, приходит к ясному осознанию своего места в жизни, своего долга.

Ярким выражением этого святого долга является героический поступок Поля Мишле в финальной сцене спектакля, когда юноша грудью своей защищает коммуниста Раймона Робера от пули предателя.

Тепло принимают зрители и другого молодого актёра - Валерия Заливина, исполняющего роль находчивого, смешливого и бойкого Жака.

- Мои юные друзья! - подражая учителю, с грустной усмешкой говорит Жак. - Запишите условие задачи... В наш порт пришёл американский пароход...

Но школа закрыта. И юный Жак по-своему решает задачу, связанную с прибытием в порт американского парохода. Вот он быстро появляется во дворе. Мгновение - и на самом видном месте приклеен лозунг, призывающий к защите мира. Жак рисует плакаты для демонстрации бастующих докеров, собирает подписи, требующие открытия школы.

Запоминаются исполненные молодыми актрисами Н. Шефер и М. Куприяновой образы французских девушек - работниц порта.

Сестра Поля Мишле Мари (Н. Шефер), как и окружающие её товарищи и друзья, растёт и мужает в борьбе. Мы видим, как она собирает подписи под требованием о возвращении школы учащимся, как смело вступает в схватку со скаутами.

С большим подъёмом проводит молодая актриса заключительную сцену спектакля. Мари-Шофер под дулами ружей, поднятых солдатами, присланными для подавления забастовки, запевает на баррикаде патриотическую песню о подвиге 17-го полка. Песня крепнет, ширится. Она останавливает солдат.

Роли скаутов - представителей враждебного отважным лагеря - верно и внутренне глубоко сыграны артистами М. Андросовым и А. Щукиным. И следа не остаётся от напыщенного, показного «геройства» этих молодчиков, когда они, решив помешать отважным слушать по радио Москву, оказываются побеждёнными и с позором бегут.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены