Союзники и враги

Гепард Еленский| опубликовано в номере №1140, ноябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

У каждой рабочей профессии есть как бы свой спортивный аналог. По совпадению психофизических характеристик возможно определить «прямое родство» каждого вида спорта с той или иной профессией. Их объединяет и роднит сходство вегетативных сдвигав и физических усилий, хотя и разных по форме проявления, но одинаковых по существу физиологического процесса.

Интересные результаты дал эксперимент ленинградского ученого А. Л. Третяка. Он сформировал две группы юношей: в первой у каждого имелось по 4 - 6 спортивных разрядов, а во второй никто прежде не занимался спортом. Исследователя интересовало, как формируются профессиональные двигательные навыки водителей гусеничных машин. Занятия проводились в кабине тренажера, воспроизводящего условия, близкие к реальным. Сначала время выполнения упражнений было почти одинаковым в обеих группах, но уже на четвертом занятии спортсмены вырвались вперед на 0,5 секунды (8%), а через 12 занятий разница между средними показателями групп составляла 5,6 секунды, или 72% в пользу спортсменов! Они затрачивали на освоение каждого профессионального навыка в среднем на 33% времени меньше, чем вторая, неспортивная группа.

Итак, наукой обосновано и практикой доказано чрезвычайно важное положение: спортивные занятия можно и нужно всемерно использовать для успешного овладения трудовыми навыками и высоким профессиональным мастерством.

Руководители каждого предприятия кровно заинтересованы в том, чтобы молодые рабочие повышали свою квалификацию и добивались высокой производительности труда. А этого можно достигнуть не только традиционным путем (учиться у более опытных, у старших), но и в занятиях видами спорта - союзниками их профессий. Поэтому на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в колхозах и совхозах, помимо общих физкультурно-оздоровительных мероприятий, помимо вездесущего футбола, преимущественное внимание должно уделяться развитию профессионально-прикладных видов спорта. Только так, принципиально по-новому должна проводиться спортивно-массовая работа.

Первые результаты многолетних исследований нашли отражение в программе физического воспитания учащихся городских и сельских ПТУ, введенной в действие с 1971 года. Программой предусмотрены тренировки во внеурочное, свободное время в секциях по видам спорта, наиболее способствующим совершенствованию навыков в избранных профессиях.

А на деле? В большинстве ПТУ спортивная работа определяется не требованиями профессии, а... спортивной специализацией штатного преподавателя физкультуры. Дело в том, что размер его зарплаты зависит не только от количества обязательных уроков физического воспитания, но и от тренерской работы в спортивных секциях. В Даугавпилсе и Нальчике, в Симферополе и Москве - словом, повсюду можно наблюдать примерно такую картину: если преподаватель физкультуры когда-то был боксером и его квалификация позволяет вести занятия секции бокса, то в этом ПТУ процветает бокс, хотя профессии, которым здесь обучают, остро нуждаются в союзе с гимнастикой. Если же преподаватель - гимнаст, то в ПТУ царит гимнастика, даже вопреки научно обоснованным рекомендациям заниматься боксом или баскетболом. Вот так! А что делать, коль тренеры по спорту штатным расписанием ПТУ не предусмотрены, а на «почасовиков» у директора не хватает «безлюдного» фонда зарплаты. В общем, как в той арабской сказке: выпустили из бутылки джина, а что с ним дальше делать - неизвестно. А кому, как не Центральному совету ДСО «Трудовые резервы» и Государственному комитету Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, следовало бы позаботиться о том, чтобы в ПТУ в первую очередь культивировались профессионально-прикладные виды спорта. Хотя бы те, чья полезность для освоения тех или иных профессий уже доказана. И на предприятиях, куда поступают работать выпускники ПТУ, должны быть созданы все условия для продолжения занятий теми же профессионально-прикладными видами спорта. Только такая преемственность даст желаемый эффект. Кроме производственных результатов, сам факт приобщения к спорту новых миллионов молодых людей - гигантская организационная акция.

Ведь массовость неотвратимо способствует подъему общего уровня мастерства и появлению новых спортивных талантов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены