Современный кинематограф

П И Лопатин| опубликовано в номере №11, июнь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Очень часто, и особенно в комических картинах, вы увидите такую сцену: идет человек по улице, вдруг порыв ветра подхватывает его и подымает высоко кверху. Некоторое время несет несчастного по воздуху, потом бросает его на землю и, не смотря на все это, злополучный прохожий, смахнув только пыль с костюма, как ни в чем не бывало опять продолжает свою прогулку.

Как же с этим чудом справляется кино? Да очень просто. Артист одевает нечто, вроде корсета, из кожи, плотно охватывающего туловище и бедра, - К этому корсету, чуть пониже шеи, тщательно прикрепляется стальная, тонкая, но прочная проволока. Она свободно может вынести тяжесть человека, но в то же время остаться невидимой при съемке. Проволоку эту перекидывают через ряд блоков, как показано на нашем рисунке, и в нужный момент подымают артиста на воздух. Тогда же, когда ему придет время падать, прекращают съемку, артист осторожно опускается вниз, а вместо него вздергивают на воздух куклу, сделанную под артиста. Эту - то куклу и сбрасывают с какой угодно высоты на мостовую. Тут второй раз прекращают съемку, куклу убирают, вместо нее ложится артист, и тогда опять начинают съемку.

Но у кино есть еще и другая сторона, несравненно более серьезная, несравненно более важная и для нас ценная. Это - так называемое научное к и н о.

К сожалению, до самого последнего времени эта область не получила должного развития, потому что кино до сих пор находится в руках людей, которые гораздо больше думают о своем собственном кармане, чем о народной пользе. Но можно с уверенностью сказать, что в самом недалеком будущем и именно у нас в С. С. С. Р., где кино принадлежит государству, эта вторая и более важная область его применения получит должное развитие.

За 30 лет своего существования кино и в этой научной области достиг таких грандиозных успехов, что, конечно, не в этом маленьком очерке рассказать обо всех их. Здесь мы постараемся в самых общих чертах показать все пути, но которым идет научная кинематография.

Начнем с биологии - науки о жизни. Здесь кино может оказать такие услуги, о которых мы до сих пор даже мечтать не смоли. Кино на своем экране может показать нам жизнь животных так наглядно и красочно, как - мы не могли бы увидеть нигде Мало того, за какие - нибудь полчаса кино дает нам возможность увидеть ускоренный и наглядный рост растений и цветов.

Это устраивается таким образом: перед бутоном цветка, готового распутаться, устанавливается аппарат, соединенный с особым часовым механизмом, благодаря которому, без всякого вмешательства человека, на киноленту производятся снимки через определенные промежутки времени, хотя бы через каждые пол - минуты. Если полное распускание цветка происходит в продолжение одних суток, то за это время на кино - ленте получится 5760 снимков. И вот, получив такую ленту, ее показывают нам с обычной для кино - картин быстротой, т.е. со скоростью 10 - 20 снимков в секунду. Таким образом, перед нами на экране весь этот суточный процесс происходит в продолжение 6 минут, и мы видим, как красивый бутон лопается и как постепенно распускаются его лепестки, превращаясь в роскошный цветок.

Кто же кроме кино, может показать широкой народной массе такое чудо?

Но пойдем дальше. Соединяя кинематографический аппарат с сильным микроскопом, мы в состоянии показать на экране удивительную и невиданную громадным большинством из нас картину: жизнь в капельке человеческой крови.

На громадном экране кино перед нами появляются болезнетворные бактерии, эти крошечные, но страшные существа, которые являются причиной тяжелой болезни человека. Мы видим, как нападают на них наши защитники, - находящиеся в крови «белые кровяные шарики» - и мы являемся свидетелями жестокой борьбы, от результатов которой зависит здоровье человека: победят бактерии - человек заболеет, победят белые шарики - организм выдержит и останется здоровым.

Кто, спросим снова, кроме кино сможет дать нам такую картину?

Соединяя же кино - аппарат с рентгеновским аппаратом, мы можем получить на экране не менее интересную картину того, как живет, работает и трудится наше сердце, легкие и желудок.

По и это далеко еще не все. Если кино дает возможность наглядно показывать нам медленное движение в природе (цветение и рост растений), то не менее наглядно ему удается показать нам и самое быстрое движение.

Возьмем хотя бы работу какой - нибудь машины, отдельные части которой вращаются и движутся иногда со страшной быстротой, которая подчас не дает никакой возможности подметить некоторые неточности, проявляющиеся в их работе. И вот тут - то приходит на помощь кино.

В настоящее время изобретен кино - аппарат, который делает несколько снимков в секунду. И вот, засняв, таким образом работу машины, снятую кино - ленту показывают с обычной скоростью 10 - 20 снимков в секунду. Таким образом, перед зрителями проходит вся работа машины, но замедленное в несколько сот раз, что дает возможность самым тщательным образом изучить все ее недочеты и повреждения. Такой прибор сейчас называют «лупой времени».

Кинематографическая съемка всякого рода производства окажет большую услугу в деле знакомства с тем или иным производством. И усовершенствование производства не может быть проведено должным образом без помощи кинематографа. Только кино может расчленить движение человека и машины и указать в нем то, что нужно изменить или исправить.

Целый ряд движений, которые вырабатывались поколениями в производстве, только теперь могут быть правильно поняты и усвоены нами.

Кинематограф, отметим в заключение, может играть большую роль и в деле политической пропаганды: благодаря ему в самых глухих местах можно видеть интересные моменты из политической жизни страны (выступления политических вождей, съезды Советов, партийные съезды, конгрессы Интернационала, массовые демонстрации крупных центров и т. д... и картины, изображающие жизнь иностранных рабочих, жизнь в колониях и т. п.); кино, с одной стороны, может прекрасно показать, как «сладко» живется рабочим при капиталистическом строе. С другой стороны, демонстрация за границей картин, показывающих наши хозяйственные, военные и культурные достижения, как нельзя лучше, поможет развеять гнусные сплетни о С. С. С. Р., распространяемые нашими врагами.

Можно было бы еще долго говорить об интересных чудесах и великих возможностях кинематографии, но и сказанного довольно, чтобы понять, что кино великая сила.

В одном из следующих Номеров мы поговорим о том, как заговорил наш «Великий немой», как сделался кинематограф говорящим.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Гиперболоиды и гиперболы

Оптические квантовые генераторы (ОКГ), или, как их еще называют, лазеры, получили путевку в жизнь.

Сила, здоровье, красота

Поговорим о «культуризме»

в этом номере

Завоевание кооператива

Из жизни Порецких комсомольцев

Молодняк московских заводов о «Смене»

Итоги I широкого редакционного совещания при «Смене»

Четыре комсомольских упрямца

Как возникла стнегазета на «Кр. Богатыре»