Советский офицер

А Кривицкий| опубликовано в номере №409-410, июнь 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Офицер Красной Армии - так именуется теперь советский командир в звании от младшего лейтенанта до полковника. Слово «офицер», принятое во всех армиях мира для обозначения главным образом среднего и старшего командного состава, узаконено ныне и в наших войсках.

Ещё задолго до Отечественной войны с немцами в Красной Армии были введены военные звания, которые определили собой служебный путь командира. В дни войны была изменена форма обмундирования наших войск.

Введение погонов в Красной Армии прежде всего послужило целям укрепления дисциплины и единоначалия. Погоны со знаками различия чётко выражают служебное подчинение бойцов командирам, младших - старшим. При социальном равенстве бойцов и командиров погоны были призваны ещё явственнее подчеркнуть роль начальников всех степеней, увеличить их требовательность по отношению к младшим, повысить их ответственность за исход каждого боя, операции.

Офицерский состав войск - это цвет Красной Армии, её лучшие люди. Военное звание есть первое свидетельство власти командиров, которой облекают их правительство, родина, народ. Вот почему офицерский мундир символизирует собой твёрдый воинский порядок, дисциплину и организованность Красной Армии.

Воинская честь советского офицера прежде всего в его уменье одержать победу над врагом. Ясно поэтому, что честь офицера является не отвлечённым понятием. Честь советского офицера основана на его идейности, на преданности делу партии Ленина - Сталина, ибо во имя её идей, выражающих лучшие стремления народа, он и добивается победы на поле боя. Это главное. Честь советского офицера основана на его командирских качествах, на его воинском даровании, ибо, не обладая этими достоинствами, он не сумеет исполнить свой долг, продиктованный ему велением народа.

Воля командира является важнейшим моральным фактором на поле сражения. Именно она приводит в движение и руководит всей массой людей и материальных сил в бою. «Как бы план ни был гениален, - писал Драгомиров, - он может быть совершенно испорчен исполнением, а исполнение лежит в области воли». Сильная воля включает в себя такие командирские качества, как самообладание, хладнокровие, способность не теряться в любой, самой запутанной и угрожающей обстановке.

Какое огромное значение имеет воля офицера для исхода боя или операции, можно увидеть на следующем примере.

На Юге часть подполковника Сафронова с приданными ей танками и подразделением самоходных орудий, прорвав на узком фронте немецкую оборону, стремительно овладела важным населённым пунктом. Противник стал поспешно отходить, и полковник Сафронов немедленно организовал преследование. В течение дня его часть, ставшая остриём нашего клина, с боями прошла семнадцать километров. Связь с вышестоящим начальником подполковник Сафронов поддерживал по радио. К вечеру противник, подтянув подкрепления с соседних участков, начал отрезать часть Сафронова в горловине прорыва и затягивать её. Одновременно немцы, меняя направление ударов, неоднократно атаковывали Сафронова. Нужно было обладать несокрушимой волей советского офицера, чтобы в этих условиях не только отбивать удары противника, но и продвигаться вперёд. Офицер связи, проскочивший к подполковнику Сафронову, посоветовал ему пробиваться назад на соединение с основными силами, но Сафронов ответил ему:

- Я достиг успеха и должен развивать его. Это - мой долг. Не сомневаюсь, что немцы проиграют эту игру.

Отразив несколько контратак противника и измотав его, Сафронов собрал свою часть и средства усиления в один кулак и, вновь протаранив боевой порядок немцев, опять вышел им в тыл, заставив неприятеля драться перевёрнутым фронтом. Это настолько ошеломило противника, что он вынужден был снять свой заслон, затянувший горловину первоначального прорыва. Главные наши силы сделали скачок вперёд, догнали Сафронова и, разбив вместе с ним противостоявшие ему неприятельские войска, снова продвинулись вперёд на пятнадцать километров.

Так воля советского офицера, не отступившего перед трудностями, не дрогнувшего в ответственную минуту, преодолела все преграды и сослужила хорошую службу делу нашего наступления.

Ковать и закалять свою волю, навязывать её противнику, повсюду добиваться победы - долг каждого советского офицера.

С первых же дней войны по - новому открылось советским офицерам значение воинской дисциплины. Эта черта наших командиров, укреплявших порядок даже в самой тяжёлой обстановке, замечательно показана в романе Василия Гроссмана «Народ бессмертен». Когда явный трус Мышанский, находясь в тылу врага, явился со своей ротой в часть, «пришедшие с ним люди были не бриты, в порванных гимнастёрках. Сам Мышанский выглядел немногим лучше своих бойцов. Он спорол с воротника знаки различия, крючок и верхние пуговицы гимнастёрки были вырваны, бывшие раньше при нём полевая сумка и планшет отсутствовали; он их, очевидно, бросил, чтобы не иметь командирского вида, даже револьвер он вынул из кобуры и сунул в карман брюк.

- Встать! - сказал Богарев.

- Что? - спросил Мышанский.

- Встать! - громко и властно повторил Богарев.

Мышанский посмотрел в лицо Богареву и, вскочив, вытянулся.

- Стоять смирно, - сказал Богарев и, с ненавистью глядя на Мышанского, закричал: - В каком вы виде? Как вы подходите к старшему начальнику? Немедленно приведите себя и своих людей в полный порядок, чтобы ни одного небритого, чтобы ни одной порванной гимнастёрки. Прикрепите к петлицам знаки различия. Через двадцать минут выстроить роту и явиться ко мне, командиру действующей в тылу у противника регулярной части Красной Армии, в подчинение которого вы поступаете.

Богарев посмотрел на часы и медленно проговорил:

- Через двадцать минут, если моё приказание не будет выполнено, вы будете расстреляны перед строем, вот под этим деревом».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены