Советская школа

А Вознесенский| опубликовано в номере №523, март 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом номере журнала рассказывается о средней школе № 1 маленького городка Кашина, Калининской области. Это обычная, рядовая школа, которая ничем не выделяется среди десятков тысяч других средних школ Советского Союза. И специальный номер журнала посвящается этой школе именно потому, что это рядовая, типичная советская школа.

Буднична, на первый взгляд, работа Кашинской школы. Скромен и, казалось бы, незаметен труд её учителей. За повседневной работой, за уроками, ученическими тетрадями, классными собраниями, пионерскими сборами, заседаниями педагогического совета - за всеми этими буднями школьной жизни, может быть, и не увидишь сразу того сложного, многогранного, но единого по своей целеустремленности процесса, который совершается здесь, - процесса коммунистического воспитания молодого человека великой сталинской эпохи.

Посмотрите на интеллигенцию города Кашина. Кто они, эти руководящие партийные и советские работники, инженеры, учителя, экономисты? Это питомцы Кашинской средней школы. Многие из них получили потом специальное образование, приобрели новые знания, практический опыт работы. Но основы знаний и мировоззрения заложила в них школа. Она дала им путёвку в жизнь. Она воспитала в них стремление честно и преданно служить своей Родине, научила цель и счастье своей жизни видеть в служении своему народу, в борьбе за высокие идеалы коммунизма.

Многие питомцы Кашинской школы остались работать в своём родном городе. Но для советской молодёжи открыты все дороги в жизни. Везде, в любом уголке нашей необъятной страны, могут они найти применение своих сил и знаний, везде могут они участвовать в великом созидательном труде советского народа.

Об этом наглядно говорит карта, помещённая в этом номере журнала. Вглядитесь в эти красные линии, соединяющие Кашин с Москвой и Ленинградом, Львовом и Курильскими островами, Ташкентом и Ригой. Они показывают, где работают теперь бывшие воспитанники Кашинской школы.

Эта карта говорит о том, что любой, самый отдалённый, самый маленький городок или село нашей Родины не отгорожены теперь от всей страны, но тысячами нитей связаны с ней. И одной из таких связующих нитей является та молодёжь, которая по окончании своей родной школы разъезжается во все концы страны. Эта карта говорит и о том, что нет теперь в Советской стране старой «провинции», нет у нас «медвежьих углов». Навсегда ушли в прошлое замкнутость и ограниченность провинциальной жизни.

Есть у нас великая Советская страна, где все города и сёла, большие или маленькие, по-своему важны и нужны в общем деле строительства социализма, где всем людям открыты неограниченные возможности творческого труда, где образование, культура, наука не являются привилегией немногих избранных, а доступны всему народу...

И о том ещё говорит эта карта, что советская школа готовит кадры для всех отраслей социалистического строительства, что она закладывает тот фундамент, на котором зиждется потом специальное образование или практическая деятельность её питомцев.

Перед нами два рассказа - об одном комсомольском собрании в Кашинской школе и об одном пионерском отряде этой же школы. Казалось бы, особенно ничем не примечательны события, да, собственно, и не события, а просто факты, сообщаемые в этих рассказах. Но если вдуматься в эти факты, то увидишь, как комсомольцы и пионеры Кашинской школы на деле осуществляют основную и важнейшую задачу работы комсомола школы, помощь учителям в их учебно-воспитательной деятельности.

И когда воспитанники Кашинской, как и всякой другой советской школы, вступают в жизнь, немалая заслуга в том, что они твёрдо и уверенно находят свой путь в жизни, что они любят труд и стремятся принести как можно больше пользы своей социалистической Родине, немалая заслуга в этом принадлежит школьному комсомолу.

Учитель! Какое это большое и значительное слово! Как высок и благороден труд советского учителя, который обучает и воспитывает молодое поколение советского народа, вооружает молодёжь знаниями, формирует основы её мировоззрения, воспитывает в духе советского патриотизма и безграничной преданности нашей великой партии, к делу Ленина - Сталина! И те рассказы и очерки об учителях Кашинской школы, которые помещены в этом номере «Смены», воочию показывают, какое значение имеет труд учителя для формирования личности советского молодого человека. Недаром с такой теплотой, уважением и благодарностью вспоминают о них бывшие ученики. Слова, которые написала в своём Письме в редакцию журнала Т. Уварова - бывшая воспитанница Кашинской школы, - могли бы повторить миллионы советских юношей и девушек: «Нельзя забыть наших замечательных учителей, которые смогли привить нам любовь не только к наукам, но и помогли каждому из нас найти место в жизни».

В этом номере помещены рассказы о судьбах выпускников 10-го класса, окончивших Кашинскую среднюю школу в 1942 году. По-разному сложилась жизнь этих молодых людей и девушек. Они не похожи друг на друга. У каждого из них свой характер, свои индивидуальные, неповторимые черты, своя профессия. Но всех их объединяет великое чувство любви к социалистической Родине, преданность делу строительства коммунизма. Для каждого из них характерны ясность цели и уверенность в победе, уменье не боятся трудностей, и преодолевать любые препятствия во имя служения Родине, народу. Все они вступили в жизнь, твёрдо зная, что жизнь эту надо прожить так, «чтобы, умирая смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества» (Н. Островский).

В тяжёлые годы Великой Отечественной войны с германским фашизмом они сражались за Родину и мужественно умели смотреть смерти в глаза. Неувядаемой славой покрыто имя народной героини, бесстрашной партизанки Ины Константиновой. Рядовая советская школьница-комсомолка, она прямо со школьной скамьи ушла на фронт, где, работая разведчицей в тылу врага, совершила ряд героических подвигов.

Что дало этой юной девушке, влюблённой в жизнь, силы встретить смерть лицом к лицу? Сила советского патриотизма, сознание своего долга перед Родиной - те высокие и благородные чувства, которые воспитали в ней партия, школа, комсомол.

Вдумайтесь в судьбы её подруг и товарищей по выпуску. Одни из них стали врачами, другие инженерами, учителями, научными работниками. Разными путями и дорогами пошли они в жизнь. Но каждый из них честно трудится на своём участке, каждый работает в полную меру своих сил и возможностей, каждый твёрдо сознаёт, что его труд вливается в общий поток созидательного труда советского народа. И это потому, что все они советские люди. И те качества, которые характеризуют их, как советских людей, в первую очередь воспитали у них школа и комсомол.

Так в малом отражается великое. Так на примере одной только Кашинской средней школы воочию видны особенности всей советской школы, всей системы коммунистического воспитания.

Советская школа - это школа нового, высшего типа, школа социалистического общества. Она воспитывает не послушных чиновников и услужливых холопов буржуазии, как это делают школы в капиталистическом обществе, а высокообразованных, культурных людей, стойких и убеждённых борцов за коммунизм.

В капиталистическом обществе, основанном на частной собственности на средства производства, обучение и воспитание в школах пропитаны частнособственнической идеологией, подчинены интересам господствующего класса. Интересы буржуазии отнюдь не требуют высокого общеобразовательного и культурного уровня народа; наоборот, чем выше культурный уровень трудящихся, тем больше опасности это может представлять для буржуазии. Ещё меньше заинтересована буржуазия в подлинно научном характере тех знаний, которые даются молодёжи в школе. Напротив, эти знания в подавляющем большинстве случаев антинаучны, фальсифицированы в интересах господствующих классов.

Утверждая неприкосновенность принципа частной собственности и незыблемость капиталистического общества, буржуазная школа воспитывает индивидуализм, стремление к личному преуспеванию хотя бы за счёт интересов общества, внедряет в сознание детей всевозможные антинаучные, идеалистические концепции, реакционные идеи превосходства одной расы над другими, внушает враждебные чувства к другим народам, империалистические вожделения. Она внушает молодёжи сознание, что человек человеку - волк. Это школа антидемократическая, антинаучная и антигуманистическая по самому своему существу.

Напротив, в социалистическом обществе, которое основывается на социалистической собственности на средства производства и характеризуется плановым характером народного хозяйства, в обществе, где трудящиеся сами направляют развитие своего хозяйства, своей общественной жизни, высокий общеобразовательный и культурный уровень всего народа является жизненной необходимостью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены