Солнцем освещенный

Сергей Заплавный| опубликовано в номере №1234, октябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ

Писатель и поэт Сергей Заплавный живет и работает в Томске. Филолог по образованию, первые годы своего трудового пути он отдал журналистике – редактировал областную молодежную газету «Молодой ленинец». Поэзия влекла Заплавного еще со студенческой поры, его стихи печатались в газетах и журналах Сибири. В 1969 году начинающий поэт – участник V Всесоюзного совещания молодых писателей. Его поэтический голос зазвучал громче, его творчество привлекло внимание признанных мастеров стиха. Тогда же Борис Ручьев выступает на страницах специального, посвященного этому совещанию номера «Смены» со статьей, в которой было сказано много теплых слов о Заплавном. Пересеклась творческая биография молодого литератора и с именем замечательного советского писателя Виктора Астафьева: писатель дал «зеленый свет» первой прозаической книге Заплавного – повести «Марийка», выпущенной издательством «Молодая гвардия» в 1973 году. Ручьев и Астафьев рекомендовали своего младшего собрата по перу в Союз писателей СССР. Сейчас Сергей Заплавный – автор трех прозаических и трех поэтических книг.

В 1975 году за повесть о нефтяниках Сибири «Земля с надеждой» писатель удостоен премии Ленинского комсомола Томской области.

Литературный дебют молодого поэта состоялся в «Смене», на страницах которой в 1966 году была опубликована подборка стихотворений Сергея Заплавного. И сегодня журнал знакомит своих читателей с новым рассказом писателя

1

До прихода поезда Иркутск – Москва оставалось минут тридцать или около того. Степан Матвеевич решил скоротать это время в крохотном пристанционном сквере. Понурые от жары и шлачной пыли тополя возле двух скамеек хранили так желанную после муторной духоты станционного зала прохладу.

Напротив Степана Матвеевича с просительным интересом замерла пятнистая непородная собачонка. Она терпеливо следила, как расстегивает он ворот белой полотняной рубашки, как снимает пиджак, как возится с застежкой дорожной сумки, как достает из нее пакетик детских вафель. Вафли собачонка вежливо обнюхала, потом, благодарно виляя хвостом, одну за другой начала перетаскивать в траву возле металлической оградки.

Степан Матвеевич улыбнулся ее предусмотрительности и только теперь заметил, что рядом с ним стало людно. Напротив пристроились морячок с Балтфлота, слишком юный и слишком рыжий, и длинноногая девушка в вельветовых туфлях. Справа обосновался костистый старик в солдатской гимнастерке с гвардейским значком. Он извлек из бездонных карманов цветастый кисет, стопку газетных квадратиков, спички и теперь проворно ладил самокрутку. Встретив взгляд Степана Матвеевича, предложил с гостеприимной общительностью:

– Прошу угоститься. Табачок натуральный, самосад. Степан Матвеевич отрицательно покачал головой.

— Вот это правильно, вот это по-нашему, – одобрил старик. Потом спросил: – Никак из санаторных людей будете?

— Был, – поправил его Степан Матвеевич, – да весь вышел.

Старик понял его слова по-своему, испытующе оглядел с ног до головы, заметил глубокие белые шрамы на руках и заключил убежденно:

— Не похоже, чтобы сильно вышел... На войне помяло?

— На ней.

— Сам-то из каких краев?

— Кемеровский.

— Из шахтерских, стало быть?

— Да нет, на заводе работаю. Слесарь-инструментальщик.

— Хорошее дело, – одобрил старик. – Полезное. Только не пойму, в какую сторону собрался? Кемеров-то, город, в другую сторону будет.

— В Тобольск еду, к сыну. К Василию, – неохотно, только бы не обидеть любопытного соседа, ответил Степан Матвеевич. – Он у меня после армии прямо туда. Нефтехимический комплекс начинают строить.

— В гости, выходит? – оживился старик. – Вот и я по тому же делу. С зятем воевать поехал. Укорот надо дать. Он у меня шустрый попался, позволять себе последнее время начал.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены