Соленая вода

Л Платов| опубликовано в номере №329-330, май 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

Шумы ночи омывали эту неподвижную, точно изваянную из гранита группу. Донесся издалека крик осла: нерадивый погонщик, наверное, забыл засыпать ему корм. Шелестели пески: ветер из пустыни накатывал их, как волну. Приглушенно звучала из радиорупоров танцевальная музыка, передававшаяся из Москвы.

И над всем этим господствовал немолчный, ритмичный плеск воды. Мощная насосная станция перекачивала воду из седьмого участка обратно в Каспийское море.

Ночи на юге коротки. Юсуф, блаженно посапывавший на плече деда, досматривал, наверное, первый сон, когда Шахир - Кули ощутил, что ночь рассеивается вокруг.

Он знал, что из дымки рассвета появлялись, делаясь все четче и определеннее, белые стандартные дома, шпалы узкоколейки, проложенные прямо на земле, припудренные пылью цветочные клумбы и зеленые газоны, столбы электропередачи высокого напряжения... Целый город в отсветах и тенях медленно поднимался из тумана перед неподвижно сидящим стариком, как видение из «Тысячи и одной ночи»...

Вблизи сверкнула металлическим блеском вода, чуть заметно колыхаясь в бетонных клетках. Она кажется такой серой, тяжелой, точно это не вода вовсе, а ртуть, живое серебро.

Память Шахира рисовала другую картину: чахлый, гнущийся под резким ветром кустарник, серую гладь залива и ни одного шатра поблизости, куда ни кинь взгляда. Кочевники объезжали зловещее место стороной. Все пугало здесь. И безлюдье берега, и странная, тяжелая вода, и больше всего скорость, с какой она втекает из моря в залив: уровень Кара - Бугаза почти на метр ниже уровня Каспия.

Недаром залив называется Кара - Бугаз, Чертова Пасть! Она ненасытна, эта пасть. Без роздыха, с пугающей жадностью она втягивает и втягивает в себя воду. И куда исчезает вода, если нет у Кара - Бугаза видимых стоков?

Так возникла легенда о том, что Чертова Пасть бездонна и является воротами в преисподнюю.

Теперь Шахир - Кули, как и все в Туркмении, знает разгадку Чертовой Пасти. Вода уходит не вниз, а вверх. Она испаряется с необычайной быстротой: слишком сух воздух вокруг, пустыня подступила вплотную к берегам. За год растворяется в воздухе слой карабугазской воды почти в полтора метра толщиной. А ведь площадь залива огромна - двадцать тысяч квадратных километров! Целая река, обратившись в газ, бесследно исчезает в голубом мареве над головами людей.

Вода исчезает, остается соль. И не простая, а драгоценная: мирабилит. Волной ее выбрасывает на берег, груды ее лежат, искрясь на солнце. Нет в мире месторождения солей, равного Кара - Бугазу, и кто не знает о городе химии, возникшем на его берегу?

А совсем недавно в дополнение ко всему было введено еще одно новшество.

Длинная дамба разгородила залив на две части. В северной по-прежнему добывают из рапы соль, в южной, напротив, добывают из рапы пресную воду. Испарением воды из залива стали управлять и ввели его в нужное русло...

Шахир - Кули беспокойно пошевелился. Лицо его обращено к востоку: приближается час утреннего намаза, но сейчас не до молитв. Солнце восходит над пустыней. Точно ласковые, теплые пальцы коснулись лба, пробежали по щекам и пощекотали седую бороду.

- Проснись, Юсуф, - говорит Шахир, расталкивая мальчика. - Проснись! Пора!

Юсуф зевает, трет слипающиеся глаза и поднимается с ковра.

- Ну! Ну же, Юсуф! Что ты видишь, говори!

- Клубы пара, - начинает Юсуф, - вижу клубы пара, туман...

- Так, понимаю, туман, - повторяет за ним Шахир.

- Стелется над водой, делается гуще, - сейчас совсем белый, - поднимается вверх...

- Нет, подожди. Я еще плохо представил себе это... Как он выглядит? С чем его можно сравнить?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены