Сокровища острова Кокос

опубликовано в номере №926, декабрь 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Армия Коста-Рики, по-видимому, единственная армия в мире, которой законодательным путем поручено охранять еще не найденные сокровища. Дело в том, что этому маленькому латиноамериканскому государству принадлежит в Тихом океане крохотный островок Кокос, а островок этот фигурирует в документах, которые в мире кладо-искателей считаются вполне достоверными. Кладоискатели рвутся на остров Кокос, и правительство Коста-Рики охотно пускает их в свои владения, обязывая только захватить с собой на остров воинское подразделение и содержать его там на полном пансионе. Солдаты должны охранять права государства, присвоившего себе заранее половину всех сокровищ, зарытых на острове.

Но сокровища упорно не даются в руки алчущих, и солдат кормят зря. Впрочем, правительство Коста-Рики довольно: уже многие поколения кла-доискателей исправно платят дань, а в случае удачи речь пойдет о значительном увеличении государственной казны - сокровища острова Кокос оцениваются специалистами суммой от 10 до 60 миллионов долларов...

В 1821 году к городу Лима - столице испанской колонии Перу - приближался отряд революционных войск во главе со сподвижником знаменитого Симона Боливара - лейтенантом Хосе де Сан Мартином. Колониальные власти решили спешно припрятать золото, награбленное еще во времена конкистадоров. Чтобы судить о размерах добычи, попавшей в руки испанских захватчиков, можно вспомнить лишь об одном факте: в качестве выкупа за голову великого инки Атауальпа вождь конкистадоров Франсиско Писарро получил целую комнату золота - около 30 кубических метров драгоценного металла. Значительная часть этого золота пошла на украшение многочисленных церквей Лимы, в частности была отлита из чистого золота громадная статуя святой девы. Теперь все это богатство было спешно погружено на борт английского торгового судна «Мэри Диар», взявшего курс на остров Кокос.

Что произошло потом? Источники, на которые опираются кладоискатели, расходятся между собой в определении точного места захоронения клада. Из этих источников наибольшей известностью пользуются так называемые «бумаги лорда Керзона» и «бумаги Хаммонд-Смита». Оба этих «документа» приобрел недавно за солидную сумму богатый шотландец Иан Мак Бейн. Уже не первый год снаряжает он экспедиции на остров Кокос. Каждый раз с великой помпой, забирая с собой наисовременнейшее оборудование, вроде электромагнитных металлоискателей, зачисляя в штаг журналистов, художников и телеоператоров. Но каждый раз возвращается с пустыми руками.

Вот как описывает очевидец один из походов на остров Кокос:

«Инструкция гласила: «Следуйте вдоль берега залива, пока не увидите ручей, по которому поднимитесь вверх при высшей точке прилива. Отойдите на 70 шагов на юго-запад и на горизонте увидите просвет меж гор, который с других мест не виден. Поверните на север, и вы увидите гладкую отвесную скалу - на высоте плеча вы найдете отверстие, в котором помещается большой палец. Вставьте туда железную палку и нажмите. Тогда откроется вход в пещеру, где лежат сокровища».

Все это звучало достаточно убедительно, и те из нас, кто остался на ночь на борту яхты, с трудом дождались утра, чтобы отправиться на поиски. Солнце только показалось над острыми скалами острова, как мы уже отвязали шлюпки и направились к берегу. Мак Бейн разбил свой лагерь у ручья, о котором, как все мы верили, говорилось в «бумагах лорда Керзона». Наши разведчики, оказывается, уже отмерили 70 шагов, и мы, затаив дыхание, двинулись за ними по крутому заросшему склону. Это была трудная дорога, особенно если представить, что надо тащить на себе тяжелые сундуки с золотом. Мы переправлялись через водопады, продирались сквозь путаницу лиан, перелезали через скользкие камни. Наконец Мак Бейн объявил, что мы на месте.

Действительно, просвет меж холмов был отчетливо виден отсюда. Но где же гладкая скала на севере? Перед нами был всего лишь глинистый обрыв без единого камешка. «Оползни! - сказал Мак Бейн. - Здесь была скала, но за эти годы она сползла по глине. Поищем ее». Мы пошли вдоль обрыва и действительно обнаружили лежащий в земле большой гладкий камень. На его поверхности можно было разглядеть какие-то грубые знаки, изображавшие то ли стрелу, то ли якорь, а также ромб - олицетворение бриллианта. Но где же отверстие для большого пальца? Его не бы ло. «Очевидно, - сказал Мак Бейн, - камень раскололся при падении. Отверстие было в верхнем левом углу. Искать пещеру надо наверху».

Несколько дней мы крошили лопатами и кирками глинистый склон. Наконец наш энтузиазм выдохся. Тогда Мак Бейн предложил воспользоваться указаниями «бумаг Хаммонд-Смита». Эти бумаги представляли собой дневник, карту и инструкции помощника капитана шхуны «Мэри Диар», который якобы вместе с капитаном сумел тайно от энипажа припрятать часть золота в районе залива Вафер.

Следуя указаниям Хаммонд-Смита, мы с помощью ножей сначала пробились снвозь заросли, а потом, оставив в болоте большую часть захваченного с собой снаряжения, вышли в полдень к подножию высокого холма. На том самом месте, где предполагалось увидеть вход в пещеру, росло огромное лавровое дерево. Мак Бейн уверил нас, что эти деревья вырастают очень быстро, тем более в той мягкой земле, которая забила вход в пещеру. Дерево нужно было вырвать с корнем. На это ушел не один трудовой день. Кроме того, все время на нас обрушивались тропические ливни. Вырвав дерево и не найдя входа в пещеру, Мак Бейн распорядился доставить с берега две бурильных установки. Буры вонзились в драгоценную землю острова, а мы стали ожидать торжественного момента. Мы ждали его до тех пор, пока обговоренный срок нашего пребывания на острове не истек. На какую глубину проникли буры, мне не известно, но, видно, клад закопан еще глубже».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены