Сокровища каменных островов

Е Мушкина| опубликовано в номере №814, апрель 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первым на берег выскочил Игорь Березовский. Забыв о товарищах, о вещах, оставшихся в лодке, он, не оглядываясь, бросился к скалам. Но что это?

Огромные, метров пятнадцать в высоту, серые глыбы, наполовину разрушенные, испещренные глубокими, словно морщинами, трещинами, мрачно нависли над водой. Было еще совсем светло, но на скалах не выделялся ни один рисунок.

Растерянные, ошеломленные, они смотрели на эту мрачную громаду, с которой было связано так много надежд.

- Приехали...

И только подойдя поближе, внимательнее приглядевшись, они начали различать неясные контуры животных. Конечно, Рябов предупреждал их, что не все рисунки сохранились четкими, но такой картины они все-таки не ожидали.

Молча разожгли костер, и вдруг в оранжевом свете колеблющегося от ветра пламени ожили, зашевелились животные на большом, стометровом фризе! Вот по серому фону движется огромное стадо лосей, им навстречу выбегают собаки. Сначала лоси идут спокойно, потом начинают волноваться, встают на дыбы, поворачивают назад, убегают, видимо, преследуемые охотниками, все быстрее и быстрее. Рядом - еще лоси, еще... У одних отчетливо выступает могучее, сильное туловище, у других - тяжелая, массивная голова с толстой верхней губой. А невдалеке, под нависшей скалой, видны длинные вертикальные полосы, которые должны представлять собой загон для лосей. Видимо, здесь, на Каменных островах, первобытные охотники вели облавы на зверей.

Словно увлекательную книгу, читали ребята изображения на скалах. В этих веками сохранившихся рисунках превосходно отразилась жизнь их создателей.

На одной из писаниц они увидели большую рыбу с тонкими, узкими плавниками. Рисунки рыб встречаются довольно часто; это говорит о том, что люди, жившие в каменном веке, кроме охоты, занимались и рыболовством.

Одно изображение сменяет другое. А всего их здесь сотни. Часто рисунки наслаиваются, переплетаются, и контуры одной фигуры безжалостно рассечены новым силуэтом. Из-под более поздних, выбитых в скале, пятнами проступают другие, выполненные краской. Значит, наскальные изображения Каменных островов созданы не одним художником и даже не одним племенем или народом. Десятки поколений древних людей сменялись у этих скал и оставляли своим потомкам все новые и новые бесценные рисунки... Нет, конечно, они приехали сюда не зря!

Раньше всех к работе приступил Игорь. Прикрепить к скале лист бумаги - дело несложное, особенно если под руками есть пластилин. Ну, а если его нет? Если так случилось, что они приехали без пластилина? Тогда в ход идет... пшенная наша. Все были даже рады: хоть продукты не пропали! Дело в том, что, как выяснилось, никто, кроме Лены Буниной, не умел готовить. Первая пересоленная каша, которую сварил дежурный, так и осталась нетронутой. А вот приклеивала она довольно сносно!

Игорь возился целый день. Работа оказалась трудной и кропотливой. Рисунки находились на высоте четырех метров от земли, сидеть приходилось на качающемся скользком бревне. Бумагу надо было наложить на изображение и потом делать притирку примерно так же, как сводят монетку: кладут на нее белую бумагу и аккуратно трут сверху мягким карандашом. Графит не попадает в углубление монеты, и очень скоро начинают вырисовываться ее контуры. Но это хорошо на гладком столе, а на отвесной стене с выступающими углами, с многочисленными трещинами, то и дело уводящими руку по ложному пути, все оказалось не так просто. Карандаш рвал лист, линии получались слабыми, еле заметными. Пришлось растолочь уголь, оставшийся от костра, «макать» в черный порошок палец и им тереть бумагу.

Все думали, что у Игоря получится здорово. Но когда взглянули, молча отвели глаза в сторону. Нет, конечно, эти животные странной формы не имели ничего общего с теми, которые были на скале.

- Ну, а у вас-то как? - уныло поинтересовался Игорь.

Оказалось, у остальных получилось еще хуже.

- Не огорчайтесь, - пробовал успокаивать расстроенных ребят Владимир Константинович. - Дело новое, трудное. Не все же сразу!

Они, конечно, понимали, что «не все сразу» , но тем не менее от неудачи у всех опустились руки.

Володя Хомяков решительно взял мольберт и двинулся в сторону леса:

- Пойду писать этюды...

За ним двинулись остальные. Несколько дней они рисовали все, что попадалось на глаза. Все, кроме этих тоскливых серых скал...

А потом так случилось, что этюдники и мольберты были отложены в сторону. Сначала к скале подошел один, потом другой, третий...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены