Согласны?

Татьяна Ошанина| опубликовано в номере №934, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Чтоб человек был сильным и деятельным, чтоб он жил, врач его вылечивает.

Чтоб человек не скучал дома, чтоб знал обо всем, ему сделали приемник, телевизор...

Все верно. Но мелко.

А зачем? Что мы хотим от человека? И зачем в школе я и мои коллеги? Для чего мы в школе? Чтоб решать задачи? Только? И я бросаюсь к ребятам, в их души, в их неустроенные головы:

— Кем ты хочешь быть?

— Не знаю. Наверное, инженером.

— Зачем? Почему инженером?

— Я же учусь в физико-математической школе, я буду...

— Подожди, каким ты хочешь быть, каким человеком?

— Человеком?

И рыжеглазый мальчишка или растрепанная смешливая девчонка таращат на меня удивленные глаза.

Где же эта граница: мозг и душа? Кто ценнее: хороший инженер или хороший человек? И что значит быть хорошим человеком?

Я придумала, как принести ребятам Онегина. Как понять, зачем нам Онегин? Зачем?

— Подождите. Когда-то после войны к нам в дом постучалась женщина. Она была в пальто, и на руках у нее был ребенок. Мальчишка, завернутый во что-то непонятное. Худое, почти черное лицо женщины. Но запомнила я руку мальчика, его пальцы — просто косточки, прикрытые прозрачной кожей, как чехольчиками...

Женщина молчала, а по щекам медленно, видно, привычно, по проторенным уже тропинкам-морщинам ползли слезы.

Мама заметалась. Она стала совать женщине картофелины, куски хлеба, сахара — все, купленное всей семье на сегодня, какие-то старые свои и мои рубашки... И бросила мне:

— Неси ботинки, быстро.

Я испуганно стояла возле женщины, и мне было жалко отдавать ботинки, мне было жалко мальчика, которому, наверное, было лет шесть, а он не мог ходить и как-то обвивал своим телом мать.

Мне было семь лет. И в тот день у меня была радость. Первый раз я увидела красивые ботинки. Мама купила. Купить было трудно, мама выстояла длинную очередь. И я все носила в руках эти ботинки, любовалась ими, как куклой. Или ставила их на стол, сама отходила в сторону и все смотрела...

— Мама!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены