Снова дирижабли?

Евгений Месяцев| опубликовано в номере №1062, август 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Конечно! В пилотской кабине будут размещаться современные самолетные навигационные приборы...

– Но ведь такая махина наверняка осложнит и без того напряженную обстановку в воздухе, особенно в тех районах, где самолеты буквально заполонили небо...

– Проблемы не будет, если установить для дирижаблей специальные трассы.

– Были дебаты вокруг того, что летать на дирижабле довольно опасно и что якобы именно по этой причине свернуто их строительство...

– Дирижабли горели и взрывались лишь потому, что были наполнены водородом; ни один из дирижаблей с гелиевой «начинкой» не взорвался ни у нас, ни за рубежом. Были случаи, когда дирижабли сталкивались с самолетами, врезались в высокие дома, в горы. Но ведь до войны не было радиолокаторов. Кстати, а сколько самолетов погибло тогда из-за этого?

– Предположим, мы летим к полюсу и там решили «бросить якорь». Как это сделать, ведь никто не будет устанавливать там причальные мачты?

– Есть очень простой способ – специально для полюса, если хотите... Над выбранной льдиной экипаж опускает трос и якорь, внутри которого проходят электропровод и спираль. Как только якорь упал на лед, механик включает ток: лед плавится, и якорь «тонет». Механик выключает ток, и через две-три минуты трос прочно вмерзает в лед. Чтобы поднять якорь, нужно снова включить ток.

– В разговорах о пользе дирижабля, например, строителей интересует одна деталь, а именно: не взлетит ли дирижабль, подобно воздушному шару, если с него снять тяжелый груз?

– Чтобы быстро скомпенсировать снятые тяжести, достаточно выпустить часть газа или же охладить его с помощью простейшей бортовой установки. Можно использовать для компенсации и двигатели с вертикальной тягой...

– Язык цифр всегда убедительнее всяких слов, особенно если речь идет о пользе дела в хозяйстве...

– Ждановсний завод тяжелого машиностроения выпускает для сталелитейных заводов и домен конверторы грушеобразной формы, высотой 15 – 16 метров и диаметром до 8 метров. Перевезти их к месту монтажа в собранном виде обычными видами транспорта практически невозможно. Что же делать? Детали режут на части, а затем отправляют, например, куда-нибудь за Урал или на Дальний Восток, где заново их собирают.

Другой пример. Ленинградский завод имени XXII съезда КПСС делает для Красноярской ГЭС рабочие колеса турбин. К месту строительства их доставляют по воде: специально для этого у стен завода построили причал. И вот начинается «одиссея». Сначала по Беломорско-Балтийскому каналу

к северным морям, затем по Енисею... Один такой рейс длится несколько месяцев (фактически весь период северной навигации).

А вот расчеты «Гипроречтранса». Колеса тех же турбин в собранном виде с помощью дирижаблей можно доставлять в Красноярск, Усть-Илим и Саяно-Шушенск практически за сутки. Экономия? До 13 миллионов рублей в год! Прибавьте к этому воздушную транспортировку генераторов, трансформаторов и других сверхтяжелых деталей. Это еще около 50 миллионов.

Не меньше могли бы сэкономить на дирижаблях и ждановцы с их конверторами.

Однако поистине сказочный эффект получили бы с помощью дирижаблей нефтеразведчики и добытчики. По подсчетам уральского ОКБ дирижаблестроения, один только «Уралмаш» – основной производитель буровых установок – лишь на перевозке своей продукции в собранном виде к местам работы сэкономил бы 2 822 400 рублей.

Ну, а зачем, к примеру, вести многие железные и грунтовые дороги в Тюмени – в этом чрезвычайно перспективном газонефтеноском районе нашей страны? Ведь эти дороги буквально проглотят миллионы: сложный рельеф местности, болота, сезонность работ. Расчеты показывают, что если снять с сибирских трасс самолеты АН-2, И Л-14, ЛИ-2 и вместо них пустить дирижабли, стоимость дорожных и изыскательских работ в ближайшее десятилетие снизится здесь почти, на 100 миллионов рублей...

– Несколько слов о вашем дирижабле ЦМ-100: какова его конструкция, заложены ли в ней принципиально новые идеи?

– ЦМ-100 – дирижабль жесткой конструкции. Наш аппарат – это бескаркасная цельнометаллическая оболочка из дюралюминия с изменяющимися в полете объемом и формой. Чтобы управлять нашим дирижаблем в вертикальной плоскости, не нужно выпускать или подкачивать газ-наполнитель; достаточно охладить или подогреть его продуктами сгорания бортовых двигателей или же поставить двигатели в вертикальное положение, как на вертолете.

– Обсуждая проблемы транспорта, специалисты этой области предлагают перевозить сверхтяжелые грузы в труднодоступные районы с помощью аппаратов на воздушной подушке. Говорят, что такой способ дешевле всех видов авиационных перевозок...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены