Сменить пластинку

Мих Долгополов| опубликовано в номере №245, май 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Певцы, крупные политические деятели и поэты, музыканты и эстрадники приезжают сюда, чтобы записать на диске из воска свои пески, доклады, стихи, музыку, монологи.

И тут, в кабинете записи граммофонных пластинок, перед микрофонами льются звуки прекрасных арий из классических опер, народных песен всех национальностей СССР, произносятся доклады и страстные речи, декламируются стихи и поэмы, исполняются симфонии и различные музыкальные произведения, раздаются веселые частушки и эстрадные фельетоны.

Чуткое «ухо» микрофонов улавливает все звуки с малейшими нюансами голоса и инструмента, передавая их по проводам в соседнюю с кабинетом аппаратную, где на станке Неймана и происходит сама запись восков.

Из окна аппаратной художественный руководитель внимательно следит за исполнителем. Через динамический репродуктор, находящийся здесь же, он слышит все исполняемое и в случае надобности регулирует звуки, поступающие на усилитель с микрофона. Иногда приходится одну и ту же запись производить на различные воска по нескольку раз, прежде чем будут достигнуты требуемые звучание и четкость.

Из кабинета записи занумерованные воска отправляются на граммофонную фабрику и проходят специальную обработку. После этого с них снимаются металлические матрицы, с которых затем и производится печатание граммофонных пластинок.

До империалистической войны в России существовало 6 прампластиночных фабрик, выпускавших на рынок 18 млн. пластинок в год. Немалое количество пластинок импортировалось из Германии и Франции. Российским рынком ежегодно поглощалось около 20 млн. пластинок.

А сейчас у нас имеется единственная в СССР грампластиночная фабрика, вырабатывающая всего лишь около 2 млн. пластинок. Для Страны советов с непрерывно возрастающими культурными запросами трудящихся этого чрезвычайно недостаточно.

Спрос на пластинки в количественном отношении эта фабрика удовлетворяет всего лишь на 15 - 20 проц.

Черные блестящие пластинки несут в колхозы, на новостройки, в квартиры рабочих и клубы массу замечательных вещей. Здесь и речи крупнейших деятелей СССР, оперные арии, напетые лучшими певцами, музыкальные произведения, исполненные первоклассными оркестрами, эстрадные монологи, частушки, танцы и т. п.

Продолжительность «жизни» каждой пластинки рассчитана примерно на 250 исполнений. И если взять даже те 2 млн. пластинок, которые выпускаются у нас, и помножить их на количество заложенных в них исполнений, то и тогда получится внушительная цифра в 500 млн. «выступлений».

Эта цифра красноречивее всего иллюстрирует возможности граммофона и во много раз превышает огромное количество песен и музыкальных произведений, исполняемых с эстрадных площадок. Но попробуйте достать в музыкальных магазинах пластинки с поправившимися вам оперными ариями, песнями, частушками! Попробуйте по заявке клуба, избы - читальни, красного уголка и т. п. подобрать нужные для массовой работы с молодежью хоровые номера или танцы! Ничего подобного в магазинах не имеется.

Ассортимент выпускаемых пластинок настолько убог, что не может удовлетворить самых скромных запросов трудящихся. И это - в то время, когда каталог Грампластиночного треста содержит великое множество названий разнообразнейших пластинок, тщательно разнесенных по различным отделам.

Правда, Апрелевская фабрика систематически не выполняет своего производственного плана. Но это еще не объясняет удивительной скудости и однообразия ассортимента. Больше того, в «архивах» фабрики имеется несколько тысяч матриц всевозможных произведений, записанных еще до революции. К тому же и кабинет грамзаписи недавно стал записывать довольно много хороших вещей, аккуратно отправляя на фабрику воска.

Казалось бы, чего проще: бери матрицы и штампуй нужные пластинки, благо есть из чего выбирать. Однако выпуск продукции с этих матриц очевидно идет самотеком, без всякого учета спроса потребителя.

Чем иным можно объяснить, что в иных городах магазины сплошь завалены песнями народностей СССР, а в других вам услужливо предлагают старые солдафонские марши.

И правда, как правило, в магазинах нет пластинок с наиболее популярными ариями и музыкальными номерами, с любимыми песнями и частушками. Молодежь хочет повеселиться, потанцевать и в клубе и на домашней вечеринке. Новых танцев сейчас еще почти не создано, но зато в продаже нет и старых: вальсов, венгерок, полек, мазурок. Вот и спрашивается: под какую же музыку танцевать?

Да и как можно было ожидать появления в магазинах разнообразного ассортимента пластинок, когда запись косков производилась совершенно внепланово, без всякой целевой установки, без учета политической и культурной роли граммпластинки. Поэтому и получилось, что большинство разделов плана (кстати сказать, за 1932 г. выполненного не более, чем на 20 проц.) не реализовано вследствие их полной неконкретности. В первую очередь это относится к политическому отделу (речи вождей, политические кампании и т. д.), в котором лишь были перечислены фамилии ряда крупных работников, но договоренности с ними не было.

Не лучше обстояло дело и по другим разделам. В музыкальном отделе основной упор был сделан на запись русской музыки, но и то композиторов не первостепенного художественного качества, а западная музыка представлена явно недостаточно. Незначительное количество номеров было отведено для записи советских композиторов и нашего молодняка, и совершенно отсутствовали современные западные композиторы.

Случайный характер носил и этнографический раздел, план которого абсолютно не был увязан с Наркомпросами национальных республик. И в результате зачастую подбирались песни, недостаточно ценные, а иногда вследствие незнакомства работников кабинета с песнями различных народностей и просто вредные. А запись революционных песен и гимнов на национальных языках и вовсе отсутствовала.

Боясь упреков в скатывании к так называемому «легкому жанру», Граммпласттрест выпускал пластинки приспособленческого характера вроде пресловутых, явно халтурных песен - «Трактористов». «Маршей ударников» и т. д.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены