Случайный балл

опубликовано в номере №880, январь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

И они ищут. Они — члены штаба комсомольского набора в Киевский пединститут. Ребята рассказывают, как по путевкам штаба ездили в отдаленные районы республики, каких «крестников» привлекли в институт, как работали на консультационных пунктах, не считаясь со временем, до петухов. Были и стенные газеты, агитирующие за институт, и выступления на молодежных собраниях, и задушевные беседы с глазу на глаз, так сказать, «индивидуальный подход».

Они рассказывают наперебой. Не только о хорошем, но и о том, что тревожит, волнует, с чем они не согласны... А меня беспокоит прозаическая, в общем-то, мысль.

— Погодите, ребята, — говорю я. — Привлекать в институт способных, достойнейших — нужное, необходимое дело. Но как же все-таки угадываете вы педагогические таланты? Как распознаете будущих Ушинских? И что такое вообще хороший учитель?

— Учитель обязан по-настоящему знать, горячо любить свой предмет, — уверенно отвечает Володя.

Обязан... Возразить трудно. Но тут я вспоминаю Павла Павловича — еще одного учителя, с которым мне довелось работать в одной школе. Павел Павлович знал и любил свой предмет. Как завзятый шахматист считает потерянным день, если не сыграет в шахматы, не разберет интересной партии, так и Павел Павлович чувствовал себя плохо, коли не успевал посидеть часок-другой над мудреной математической книгой или головоломной задачей.

Он входил в десятый «А» и с порога, не взглянув на притихший класс, коротко вызывал:

— Бобков.

Коля Бобков не справился с последней контрольной.

Павел Павлович, встав к классу спиной, глядел в окно, и слышно было только поскрипывание мела о доску. Бобков мучился над примером... Вдруг, повернувшись, Павел Павлович оглядывал доску и молниеносно находил, где Бобков ошибся. Но не разъяснял, не поправлял, а, уставив глаза в журнал, размеренно выговаривал:

— Садитесь, двойка. Больше следует математикой заниматься.

И следующий урок снова:

— Бобков. И опять:

— Двойка! Больше следует математикой заниматься.

. Характерно, что того же Бобкова Павел Павлович и в лицо-то не знал. Контрольную его помнил и представлял досконально, а самого... Их в каждом классе по сорок, где уж тут упомнить!..

Выходит, мало знать свой предмет: хороший математик и хороший учитель математики не одно и то же.

— Педагог не может быть равнодушным, никогда, ни к чему! — волнуется в споре Эльвира. — Он должен любить, уважать людей, быть... красивым. Во всем!

Тоже верно. Тоже не возразишь. Но вот совсем недавно присутствовал я на уроке истории. Рядом за партой директор конспектировал ход урока.

Учительница, что вела занятия, слыла способным специалистом по внеклассной работе: проводила походы, организовала кукольный театр, танцевальный кружок.

А вот урок.

— Наши предки были язычниками, — с одинаковыми паузами между словами произносит учительница. — Знаете, что такое язычники?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены