Сложность простого

Станислав Николаев| опубликовано в номере №1277, август 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

В метро спорили два студента, по-видимому, медики или биологи.

– Диагностика может все! – утверждал один. – Даже по одному-единственному волосу определить, двоечник ты или отличник...

Второй недоверчиво хмыкнул:

– Ну ты даешь... Тут бы в обычных анализах как следует разобраться...

Поезд остановился, студенты вышли, и чем кончился спор, я не знаю.

Но услышанная фраза крепко засела в голове. «Неужели это правда – о волосах-то? – думал я. – У кого бы спросить?»

И вот я в Институте эволюционной морфологии и экологии животных имени А. Н. Северцева, в лаборатории, которой руководит академик Соколов. Задаю ему вопрос о волосах.

Владимир Евгеньевич порылся в ящиках стола и протянул мне пачку фотографий:

– Для начала полюбуйтесь-ка вот на это...

На снимках было изображено что-то непонятное. Передо мной простирались виды каких-то инопланетных пейзажей с горами, пропастями, кольцевыми кратерами, поверхностями. напоминающими пчелиные соты...

– Удивляетесь? – улыбнулся Владимир Евгеньевич. – А ведь на всех этих фотографиях изображены самые обыкновенные... волосы. Так они выглядят под электронным микроскопом.

Причин для исследования волос у нас было несколько, – упреждая мой вопрос, стал рассказывать Соколов. – Во-первых, волосяной покров свойствен только млекопитающим и служит характерным признаком класса. И нам было интересно узнать, как меняется строение волоса в зависимости от вида животных, мест их обитания, а также от назначения волосяного покрова. Согласитесь, мех морского котика, щетина дикого кабана, иглы ежа – все это волосы животных, ведущих разный образ жизни, а значит, и строение их волосяного покрова должно быть различно. Один и тот же объект в разных условиях – это уже само по себе интересно для науки. Во-вторых, наши исследования носили и прикладной характер. Одна из основных функций волосяного покрова – теплозащита. А между тем известно, что теплопроводность рогового вещества, из которого состоят волосы, довольно велика. Каким же образом тогда удерживается тепло? И еще: волосы при относительно большой длине имеют малую толщину и тем не менее выдерживают довольно большие механические нагрузки – модницы нещадно треплют их, сооружая замысловатые прически, кабан, не задумываясь, вламывается в заросли, словно танк, тюлени ползают по жесткому, словно наждачная бумага, слежавшемуся снегу, котики нещадно вымачивают свою великолепную шубу в морской воде – и ничего, волосы все выдерживают. ..

Чтобы разобраться во всех этих тонкостях, группой специалистов под руководством академика Соколова и были проведены исследования внутренней архитектоники волос различных животных.

Не думайте, что это была такая уж легкая работа. Уже сама по себе подготовка препаратов к исследованию – довольно сложная технологическая задача. Вот что мне рассказала о тонкостях этого дела старший научный сотрудник института, доктор биологических наук Татьяна Петровна Евгеньева.

Сначала микроскопический кусочек кожи с волосами промывали в течение 10 – 14 часов в проточной воде. Потом волосы обезжиривали в трех спиртовых ваннах. Затем помещали в ксилол. вслед за этим заливали парафином.

Парафин обеспечил необходимую жесткость клеток, чтобы они не сминались при резке волоса под нужным углом специальным резаком – микротомом.

После резки парафин нужно было удалить, чтобы он не скрадывал полноту картины. И потому те же операции повторялись теперь в обратном порядке: ксилол, спирт, вода... После этого препарат сушился, укреплялся на специальной подставке и помещался в вакуумную камеру для окончательного обезвоживания. Уф! Кажется. все?..

– Нет, еще не все, – отрицательно покачала головой Татьяна Петровна. – Нужно еще покрыть поверхность препарата тончайшим слоем золота.

– Золота?! – удивился я. – А это еще зачем?

– Из золота хорошо выбиваются вторичные электроны, а кроме того. молекулы этого химического элемента имеют очень маленькие-размеры. Да вы не волнуйтесь, золота на эту операцию расходуется совсем немного. Вот посмотрите, – она продемонстрировала мне готовый к съемке препарат, – его даже не видно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены