Сложная наука: учиться

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1099, март 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но мы выполняем много и хоздоговорных работ по заявкам промышленных предприятий, транспорта, министерств и ведомств. Причем наши клиенты больше всего ценят именно то, что, давая практические рекомендации и разработки, которые можно внедрять в производство сейчас, мы всегда стараемся заглянуть немного вперед. Прогнозируем, что ли, развитие и направление данной проблемы в будущем, обосновываем перспективу того или иного новшества.

Хоздоговорные работы мы проводим на средства заказчиков, которые расходуем на оснащение наших лабораторий. В свое время, например, нам удалось получить заказ ГДР и изготовить для его выполнения уникальное лабораторное оборудование, которому может позавидовать любой НИИ.

— Есть еще одна проблема, близкая не только НИИ, но и вузам, и средней школе: пересмотр учебных программ в вузах. Академик Целиков предлагает изъять некоторые предметы, за счет чего сократить срок обучения студентов в институте. А изъятые предметы проходить в средней школе. Это предложение кажется заслуживающим внимания: с одной стороны, молодой специалист раньше включится в научную работу, с другой — студент окажется не так перегружен за счет «сжатия» во времени всей учебной программы. Правда, тут есть существенное «но». Бурное развитие науки и техники увеличивает объем человеческих знаний, поток информации, которую должен успеть «переварить» будущий молодой специалист, год от года растет. Так что, сокращая одни предметы, мы вынуждены будем расширять другие, вводить новые...

— Эта проблема действительно не так проста. Я полностью согласен с Целиковым, что в среднюю школу нужно передать химию, начальный курс высшей математики, иностранный язык. Как ни парадоксально это звучит, но на первых курсах мы вынуждены растягивать и оттягивать на более поздний период изучение некоторых дисциплин только потому, что студенты не получили достаточных знаний по математике и химии.

С иностранным языком в вузах дело тоже плохо. То, что мы называем его изучением, — чистейшая профанация. Два часа в неделю в течение двух лет — это часто потерянное время. Знаний языка оно не дает практически никаких, а забот студентов, администрации требует огромных.

— Что вы предлагаете?

— Иностранный язык нужно учить в школе с начальных классов. А чтобы заинтересовать студентов в продолжении изучения, ввести по нему госэкзамены. Как и где его учить — их забота.

Я бы исключил из учебного расписания вузов занятия по физкультуре. Это тоже бесполезное дело. Ну как это можно между двумя лекциями по математике втискивать два часа физкультуры или проводить ее после занятий? От этого пользы ни математике, ни физкультуре.

— Вы против спорта?

— Нет, я за спорт. Сам всегда занимался им и даже являюсь президентом Всесоюзной федерации автоспорта. Я считаю, что только сочетание умственного труда с физическим поможет молодежи развиваться гармонично. Но физкультура в том виде, как она ведется в наших вузах, пользы не приносит, хотя время отнимает. Мне кажется, что мы часто боимся отойти от привычных стереотипов. Так всегда было — зачем менять? А условия изменились. У нас достаточно спортзалов, стадионов, чтобы студент мог с пользой потренироваться в том виде, который ему больше нравится, и в то время, которое ему больше подходит. Спорт — это активный отдых. Вот и отнести его нужно ко времени отдыха, а не занятий.

Или вот в мои годы черчение считалось основной студенческой дисциплиной. Времени на вычерчивание всяких схем, машин, узлов уходило много. А зачем? Ведь цели — научить будущего инженера читать чертеж — можно достичь и другими средствами за более короткое время.

— А освободившееся время дает сокращение срока обучения в институте?

— Нет. Сокращать срок обучения не надо. Есть дисциплины, для понимания и усвоения которых необходимо длительное время. Мы нарочно растягиваем курс на несколько семестров, чтоб постепенно студенты поняли весь материал. А на этих дисциплинах основываются следующие. Так что есть чисто психологический или педагогический барьер.

К тому же научно-технический прогресс дает не просто новую информацию, а целые новые отрасли знания. Раньше у нас была очень важная для автодорожников дисциплина «Конструкция деревянных мостов». В России и теперь 80 процентов мостов деревянные. Но ведь ясно, что не за ними будущее. Дисциплину «ужали». Зато математику с 200 часов увеличили до 500. Мое поколение ничего не знало об электронной технике, ЭВМ. Теперь без этих знаний нет инженера. Математика же — основа всего.

— Но ведь в школе программа и так перенасыщена. Куда же ее еще расширять?

— Мне кажется, что нужно правильнее организовать сам учебный процесс, и тогда за то же самое время можно будет изучать больше. Теперь в институте студенты считают не на логарифмических линейках — на счетных машинах. Лекции сопровождаются кинофильмами. Слуховое восприятие предмета дополняется зрительным. Думаем ввести видеомагнитофон, чтобы на занятиях демонстрировать фильмы, отснятые вчера, сегодня, в лабораториях, на заводах, НИИ, то есть чтоб материал был самый свежий и убедительный.

Я думаю, что и школа еще не исчерпала всех своих ресурсов. В этом году в приемные экзамены был включен русский язык, и грамотность поступающих заметно выросла. Ведь прошло всего шесть месяцев до поступления в институт, а школьники сумели «перестроиться» и изучить предмет, который считали необязательным.

Стоило приравнять средний балл аттестата зрелости к вступительной оценке — и сразу успеваемость в школе выросла. Так что резервы есть. Нужно научить молодых людей учиться. Потому что всякая дорога в науку проходит по тем же верстовым столбам: школа — вуз — аспирантура. И успех сопутствует тем, кто умеет правильно учиться.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Лишь древо жизни»…

С лауреатом Ленинской премии доктором геолого-минералогических наук Иваном Ивановичем Нестеровым беседует специальный корреспондент «Смены» Святослав Рыбас