Слово об эксперименте

Александр Борзунов| опубликовано в номере №1247, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

В чем смысл бригадной организации труда и оплаты? Мы из рабочих-сдельщиков на конвейере на отдельных участках создаем бригады. Таким бригадам – а мы заключаем с ними долгосрочный, на несколько лет договор – говорим: «В течение пяти лет вы должны строить свою работу по таким-то объемным показателям – и так они растут от года к году. Такой-то выделяется вам фонд заработной платы. Такие-то технические мероприятия будут проведены. Таково задание по снижению нормированной трудоемкости. И так далее. И вы, пожалуйста, сами определяйте, как вам строить работу, на что обратить внимание».

Такая работа по бригадной организации имеет очень много важных и интересных сторон. Она поставила целый ряд серьезнейших проблем, связанных с применением не только трудового законодательства у нас на производстве, но и с применением, я бы сказал, конституционных положений о роли рабочего коллектива в решении задач, стоящих перед предприятием.

Что нужно сделать, чтобы организовать бригаду?

Прежде всего надо получить персональное согласие всех работающих. Члены бригады утверждаются специальным приказом, и им вручается соответствующий документ. Это правовая сторона. К ней относится и такой момент: бригада требует работы, организованной на единый наряд. Для этого тоже необходимо общее согласие всех членов бригады. Дальше возникают вопросы: а как распределять заработную плату тю конечным результатам?

Конечные результаты – основа всего, от них зависит оплата труда всех членов бригады. И в этой связи, как мы убедились, очень серьезно возрастает роль коллектива в повышении общеобразовательного уровня и профессионального мастерства. Особенно все сказанное относится к молодежи – ведь не случайно молодежь выступила застрельщиком этой работы. Судите сами: если бригаде определили объем работы по конечным результатам, нужно сделать так, чтобы каждый мог подменять друг друга. А раз каждый должен быть готов к подмене другого на конвейере, ему необходимо овладеть несколькими операциями, а для этого требуется повышение квалификации, нужно получить определенный разряд по каждому виду работы. А это, естественно, требует общей подготовки молодого человека, это заставляет его учиться, по-другому подходить к проблеме профессионального совершенствования. Мы сделали так, что следующий разряд нельзя получить без определенного общеобразовательного уровня. Это подтолкнуло многих молодых людей к учебе. Мы можем, например, сказать, что больше двухсот молодых заводчан учатся сегодня и в общеобразовательных школах, и в техникумах, и в вузах.

Интересно следующее сравнение... Если взять выполнение норм выработки за последние три года, то возникает такая динамика: три года тому назад 21 процент молодых людей не выполнял норм, сейчас эта цифра снизилась примерно до 5. Налицо результат повышения профессионального мастерства.

Единая цель в бригаде – фактор, имеющий самое серьезное значение. Если бригада в десять, двенадцать, сорок человек живет одной и той же целью, по-другому складывается и нравственный климат в коллективе. Они не просто выполняют какие-то задания, а как бы являются соавторами той работы, которая делается бригадой. И они думают, размышляют, спорят: как лучше решить поставленные задачи?

Ну, а арифметика итогов? Около года мы в порядке эксперимента работаем несколькими бригадами по методу, о котором я рассказал. Возьмем инициаторов – бригаду Александра Аношина. По нормативам в бригаде должно быть 46 человек – у них 40. И они полностью выполняют работу 46. Они на 23 процента повысили производительность труда. 98 процентов продукции сдается с первого предъявления. В бригаде утверждает себя работа без рекламаций, с личным клеймом и т. п. Когда это идет от коллективов бригад, это еще больше воспитывает у молодежи хозяйское отношение ко всему, что вокруг делается, и нельзя не заметить: бригады, организованные по новому принципу, – это хорошая форма, хороший метод, хорошая почва для воспитания в труде. Замечу, что и зарплата у ребят выросла на 15 процентов.

Нужен ли цех? В1979 году мы ставим перед собой задачу: целиком перевести на хозяйственный расчет все технологические цепочки. Эта проблема непростая еще и потому, что она по-новому ставит вопрос о структуре предприятия. Мы привыкли на предприятиях иметь заготовительные цеха, сборочные цеха, механообрабатывающие цеха. А технологическая цепочка идет через все цеха, через все операции. Поэтому встает задача: ликвидировать цеховую структуру, решить проблему организации всего труда на предприятии по технологическим цепочкам. А если вдуматься в теорию этого вопроса, то убедимся: технологические цепочки обеспечивают оптимальные объемы производства, наиболее целесообразные, экономически выгодные с точки зрения применения оборудования, с точки зрения организации труда. Это очень крупная проблема, и не случайно опыт нашего соревнования рассматривался на Научном совете ВЦСПС и Академии наук СССР по проблемам социалистического соревнования. Опыт этот был одобрен.

Бригадная организация труда и оплаты, которую мы у себя применили, позволяет перевести технологические цепочки на хозрасчет. Мы к этому готовимся. В канун 1979 года открыли на заводе свой вычислительный центр. Он позволит обсчитать мощности, программы по каждому участку, просчитать возможности, давать задания в строгой зависимости от ресурсов. Хотим сделать так, чтобы до каждого рабочего в каждой бригаде было доведено задание, а вместе с заданием – норматив по затратам материалов, норматив по заработной плате, данные по загруженности оборудования.

Информация коллектива... Очень важно! Стремимся к тому, чтобы всё знали, что происходит на заводе, над чем бьемся, над чем голову ломаем. Используем все формы информационной работы. Естественно, этому служат и партийные собрания, и профсоюзные, и комсомольские, заседания совета молодых специалистов, совета мастеров, университет молодого рабочего. Наша многотиражная газета «Электрик» рассказывает о проблемах, стоящих перед заводом. Добиваемся того, чтобы эти проблемы обсуждались на всех уровнях.

А когда мы выносим эти вопросы на советы технологических цепочек, так они, можно сказать, живут этим!

Очень большое значение имеют доски, на которых фиксируются итоги и показатели. Каждый знает, как он сработал в этот день, в эту декаду, в этот месяц, как он выполняет свои обязательства, свой личный план.

Максимум гласности, максимум предметности и доказательности! Вот подходят к такой доске несколько рабочих – они видят, как выглядит каждый в «групповом портрете» коллектива. Заботимся, чтобы он ни на момент не. угасал – дух трудового соперничества, дух соревнования, о котором говорил Владимир Ильич. –

Й еще одну государственную проблему помогают решить технологические цепочки. Я говорю о проблеме трудовых ресурсов, которая стоит весьма остро. Как с меньшей численностью людей выполнять растущие государственные планы, наращивать экономический потенциал страны? Каждый процент роста производительности труда – это несколько миллиардов рублей продукции в народном хозяйстве. А если мы в каждой бригаде сможем на пять, семь, десять процентов повысить производительность труда, то это уже колоссальный эффект по стране.

Новая техника – она, естественно, требует очень основательных и разносторонних знаний. У нас есть такое оборудование, внедренное в последние годы, которое позволило повысить производительность труда в восемь – десять раз, но оно требует от рабочего знаний на уровне среднетехнического образования, а то и инженерного. Мы вынуждены сегодня иметь на производстве техника-наладчика, инженера-наладчика.

Текучесть кадров? Мы с гордостью говорим: 85 процентов молодых ребят, которые уходят с завода в армию, возвращаются обратно на завод. Почему? Небольшие, но существенные штрихи... Сколько бы человек ни проработал, мы его всегда в цехе торжественно провожаем. Пока служит – переписку ведем. Пришел обратно на завод – встречаем. Вот, к примеру, вернулся из армии парень-инструментальщик. На цеховом собрании передает ему в подарок комплект инструментов самый знатный, самый уважаемый в цехе человек. Традиции – дело живое, о них постоянно думаем, заботимся, чтобы развивались они и утверждались.

Новичок пришел в цех. Например, выпускник ПТУ. Возможна ли ситуация, что стоящие на конвейере рядом старшие рабочие, имеющие тот же, скажем, третий разряд, будут коситься на парня: дескать, не успел прийти, а уже в тех же условиях. Я не считаю, что у нас на производстве это явление имеет сколько-нибудь существенное значение. Ну, а в условиях бригадной формы организации и оплаты труда такое просто невозможно. Все оценивается по личному вкладу. У нас есть люди, имеющие третий разряд, но зарабатывающие больше, чем другие, с пятым разрядом. И в этом плане новая форма организации труда вновь «срабатывает».

Хочу заметить: мы рады тем, кто приходит на завод, стараемся, чтобы ничто не мешало новичку хорошо себя почувствовать в коллективе. Прикрепляем лучших рабочих в качестве наставников: Интересуемся всеми сторонами жизни молодого человека – и в этом неплохо администрацию поддерживает заводская комсомольская организация. Она у нас боевая, деятельная.

Конфликтная ситуация? Как правило, она разрешается в бригаде. Или, если речь идет о вопросах, выходящих за пределы деятельности одной бригады, в технологической цепочке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены