Скульптор Ольга Таежная

А Кипренский| опубликовано в номере №497, февраль 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кто бывал на сельскохозяйственной выставке в Москве, тот любовался барельефами, украшавшими Киргизский павильон. Гармоничные по рисунку, интересные по замыслу, неразрывно связанные с архитектурным стилем павильона, они удивительно передавали характер орнаментики Киргизии.

На одной из улиц Москвы, перед военным госпиталем, установлен фонтан. С двух сторон хрустальной беседки находятся скульптурные группы. Одна из них изображает полулежащего на привале лейтенанта, которому молодая девушка подаёт из каски воду. С другой стороны фонтана - красноармеец подаёт воду раненому товарищу. Вода тремя струями омывает хрустальную беседку. Фонтан привлекает внимание остроумным разрешением скульптурной задачи.

На широком Ленинградском шоссе возвышается скульптурная фигура спортсмена. Стройная, гибкая, эта фигура оживляет архитектурный ансамбль квартала.

Все эти скульптурные украшения города принадлежат Ольге Петровне Таёжной, молодой женщине - скульптору, уже успевшей занять видное место в советском изобразительном искусстве.

... Мы постучались в мастерскую. Дверь открыл молодой солдат богатырского сложения. Грудь его была увешана орденами. Сразу бросилось в глаза его сходство со стоявшей в мастерской гигантской фигурой минёра.

Ещё в дни войны Таёжная сделала несколько эскизов и фигур солдат штурмовых частей и сапёров. Она показала их маршалу инженерных войск Воробьёву. Её работы понравились, и ей были заказаны для штаба инженерных войск фигуры бойца штурмовых отрядов и минёра. Чтобы облегчить ей работу, её однажды привезли в часть, где перед ней выстроился почти взвод рослых красноармейцев, героев войны. Из них Таёжная выбрала трёх человек. Молодой герой, открывший дверь, был одним из них.

В мастерской стояло несколько гигантских фигур. Над одной из них у скульптурного станка работала Таёжная. Когда она сошла с лестницы, контраст получился поразительный. К нам приблизилась миниатюрная женщина с большими серыми глазами и тонкими чертами нежного лица. Трудно было удержаться и не сказать ей, что рядом с монументальными фигурами она казалась ребёнком.

- Да, - ответила она улыбаясь, - как ни странно, скульптура, требующая огромных физических усилий и большого труда, насчитывает у нас немало женщин.

И она назвала известные имена: Мухиной, Крандиевской, Лебедевой, Бликовой и других.

- Из них я самая маленькая. Но, как видите, сил у меня достаточно, и я хорошо справляюсь с каркасами и глиной.

Она действительно хорошо с ними справляется. Это видно по её произведениям.

Таёжная рассказывает о себе охотно, но скромно. Она уроженка Москвы. С ранних лет училась у отца - тоже скульптора, известного своими барельефами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, писателей Флобера, Бальзака, Горького и миниатюрами на кости. В детстве она была страстной спортсменкой, особенно хорошо плавала.

На выставках произведения Ольги Петровны Таёжной начали появляться рано. Творчество её очень разнообразно. На столах и на полках расставлены многочисленные эскизы в дереве и гипсе. Во время войны её больше всего увлекали военные темы.

- Я побывала на фронте, - рассказывает скульптор, - у партизан, в военных частях, и на месте сделала множество эскизов. Изображая бойцов, я хотела передать поэзию, которой веет от этих решительных, беззаветных защитников Родины.

Две из этих фигур возвышаются в мастерской. Одна - лепная фигура минёра. Серьёзное лицо, внимательный взгляд. На минёре - плащ - палатка, за поясом - лопатка, на винтовке - миноискатель.

Другая изображает бойца штурмовых войск. Стальной шлем, нагрудник и маскировочная накидка делают его похожим на средневекового рыцаря. Фигура устремлена вперёд. Энергичное, почти напряжённое, суровое лицо.

Взгляд, пристально устремлённый вдаль. Рука сжимает автомат - боец готовится к атаке.

Одну за другой показывает Таёжная свои работы. Вот сапёр наклонился, чтобы обезопасить мину. Или эскиз - собака остановилась у обнаруженной мины, а за ней следует минёр, готовясь обезвредить мину. А вот партизаны: женщина со скорбным лицом рассказывает о немецких зверствах партизану. Чувствуется, что в нём накипает гнев и он не замедлит отомстить за её страдания.

С признательностью рассказывает Таёжная о том внимании, которым окружили её на фронте военное командование и рядовые красноармейцы.

- Со мной был такой случай, - говорит она. - Однажды мне пришлось уезжать с фронта в ужасное бездорожье. Командир части предоставил мне машину, дав провожатых. Грязь была непролазная. Моим спутникам то и дело приходилось выходить и тащить машину. Но эскизов, которые я там сделала, мне не дали, опасаясь, что тряска может им повредить. Я очень грустила, что пришлось их оставить.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В мире науки и техники

Машины, готовящие пищу