Скульптор Ирина Карачакова

А Палладин| опубликовано в номере №600, май 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

... Взор его полон глубокой мысли и вдохновения. Кажется, что поэт видит уже законченной «Фархад и Ширин», свою героическую песнь о любви, и губы его шепчут месневи - звучные полустишия, которые сейчас он запишет...

Таким молодой скульптор Ирина Кара-чакона запечатлела в гипсе основоположника узбекской литературы Низамеддина Алишера, назвавшего себя Навои - «мелодичный».

Скульптурная фигура Алишера Навои правдиво раскрывает образ творца-гуманиста, мечтавшего избавить свой народ от гнёта тиранов. Великого классика мы видим в ту пору его жизни, когда им слагались бессмертные поэмы, вошедшие в знаменитую книгу «Пятерица».

Естественна и выразительна поза поэта. В чертах его лица чувствуется скорбь о страдающих, бедных землепашцах и ремесленниках и благородный порыв поэта, его любовь к людям и вера в радостное будущее. С подкупающей теплотой, свободно и легко передаёт Карачакова высокий гуманизм поэта. Скульптор тонко подметила и существенную деталь в образе Навои - его некоторую замкнутость: узбекский классик чуждался «милостей» кровавых тимуридов, правителей страны.

Статуя радует глаз спокойной монументальностью, строгой скульптурной весомостью форм.

Серьёзный успех молодой художницы тем более отраден, что её Навои - дипломная работа, только первый самостоятельный шаг в большое искусство. Карачакова лишь в прошлом году окончила скульптурный факультет Ленинградского института имени И. Е. Репина Академии художеств СССР.

Образ Алишера Навои давно привлекал к себе воображение молодого скульптора. Ещё в 1948 году Ирина Карачакова делает черновой эскиз, в котором уже тогда удачно решалась композиция, верно вырисовывались характерные черты замечательного поэта. Она взыскательно относилась к каждой детали скульптурной фигуры.

Произведение даровитой девушки сразу привлекло внимание художников и общественности. Прошлой осенью ленинградцы любовались скульптурной фигурой Алишера Навои, выставленной в залах Русского музея. Вскоре статуя была затребована в Москву и заняла видное место на Всесоюзной художественной выставке 1951 года.

Любопытна история того, как Ирина Карачакова стала скульптором. Девушка-хакаеска, родившаяся в деревне, с малых лет увлекалась рисованием и, приехав во Фрунзе, однажды увидела вывеску художественной студии. Ирина решила: «Поступлю на работу, а вечерами буду учиться живописи».

- Могла бы я учиться у вас заочно? - спросила она, придя в училище.

- Заочно живописи не учатся, - дружески ответил ей старый художник, ученик Репина, Николай Васильевич Розанов. - Покажите лучше, что вы умеете...

В этюдах, набросках и зарисовках девушки опытный живописец увидел недюжинное дарование. Он стал первым учителем Ирины.

Но настоящее призвание Карачаковой выявилось совсем неожиданно. Весной 1944 года на солнечной, цветущей улице Фрунзе её остановил местный скульптор. Его заинтересовало примечательное, волевое и умное, монгольского типа лицо девушки, и он попросил у Ирины согласия лепить её.

Ирина стала позировать. «Почему бы мне самой не попробовать вылепить автопортрет?» - подумала она. И вот она в свободное время начинает сама работать с пластелином.

Знакомых Ирине художников и скульпторов поразило, как это девушка, не имевшая самых простейших навыков в скульптуре, смогла без всякой помощи мастерски вылепить свой портрет.

- Сделано с чувством, - говорили они в один голос.

Ирина была окрылена искренним признанием. С этого дня она всюду и всегда внимательно выискивала типажи для новых работ. Она поехала в Ленинград. Там в высшем учебном заведении опытные педагоги с любовью и надеждой шлифовали талант, совершенствовали мастерство одарённой девушки. Ирина стала первым скульптором возрождённого хакасского народа.

... Ирина подходит к письменному столу в комнате старинного дома в Ленинграде. У этого стола она перечитывала напевные строки Навои - «мелодичного». Здесь придирчиво всматривалась она в фоторепродукции первых вариантов скульптуры.

И, как прежде, сосредоточенно и вдумчиво, снова смотрит она на фотографии. Сун Цзин-лин... Славная дочь китайского народа, верная спутница Сун Ятсена, зачинателя революции в Китае, преданный друг китайских тружеников... Прямой, твёрдый взгляд. Высокий, чистый лоб. Женственность и мужество.

Лицо замечательной китаянки, лауреата международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами», Ирина мысленно воплощает то в глину, то в мрамор. Портрет Сун Цзин-лин - новая задуманная ею работа.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены