Синие флаги с золотым солнцем

  • В закладки
  • Вставить в блог

...Что это за учителя, которые в годовщину ССНМ на глазах своих учеников выходят на сцену, поют, танцуют танго и чарльстон, разыгрывают пародии, участвуют во всяких развлечениях, вместе со школьниками слушают их любимые диски, разрешают на полную громкость крутить эту музыку по школьному радио, регулярно собираются по вечерам, вместе совершают дальние поездки на велосипедах, вместе встречают Новый год и часто приходят на уроки в форменных рубашках ССНМ?

В эту веселую компанию средней школы имени Вильгельма Пика в Лаубсдорфе, что под Котбусом, попадет в сентябре новая пионервожатая. Только недавно сама закончившая школу, молодая, неопытная Сильвия Ортман полна нетерпения, любопытства и вместе с тем тревоги. Что ее ждет?

Из писем товарищей она знает уже, что в школе 407 учащихся и 32 учителя, из которых 14 – члены ССНМ. Первым встретит ее, конечно, пионервожатый Хельмут Кюхнер, преемницей которого она станет. Ей расскажут, что незадолго до X Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который состоялся в Берлине, он создал здесь первичную организацию ССНМ, объединившую учителей, и что он оставляет ей, Сильвии, славное наследство.

Теперь ему, учителю музыки, автору многих песен, поручено организовать в Котбусе пионерский ансамбль, о чем он давно мечтал. Школа теряет в его лице силача и весельчака, заводилу всех мероприятий. Как молодой девушке заменить его? По силам ли ей эта задача?

Прежде всего Сильвия представится директору, в свои 58 лет сохранившему молодой задор и с легкой руки дерзкого пионервожатого прозванному «десятиборцем в педагогике». 33 года назад Георг Кифель начал свой трудовой путь в соседнем городке как учитель и секретарь местной организации ССНМ. В тот год Союз молодежи только организовался, страна лишь становилась на ноги. Тогда Георг радовался первым полученным учебникам, первой возможности досыта накормить каждого ребенка. И все-таки уже в тот первый послевоенный год он сумел сделать так, что учеба для детей стала настоящим праздником. С тех давних пор и навсегда этот пользующийся всеобщим уважением, доброжелательный человек сохранил любовь к молодежи. «ССНМ – моя опора», – говорит он. И не он один. Новая пионервожатая может рассчитывать также на Дитлинду Шульц, секретаря ССНМ учительской группы и преподавательницу немецкого и английского языков. Дитлинда еще очень молода, ей 26 лет, и она всего лишь четвертый год учительствует. В прошлом году она выступала на УШ конгрессе учителей, и по возвращении из Берлина школьники устроили ей торжественную встречу с цветами и магнитофонной пленкой, на которую они записали переданное по телевидению ее выступление.

Зигфрид Рамот, как хорошо воспитанный человек, несомненно, лично представится новой сотруднице. Он принадлежит к самому младшему поколению здешних учителей. Два года назад он приехал сюда по распределению, хотя ему и хотелось работать поближе к родному Котбусу. Но его наставницей стала Дитлинда Шульц, и очень скоро он почувствовал себя здесь, как дома. Отработав положенный год, Зигфрид мог уехать, но он теперь отсюда не уедет. Кроме преподавания немецкого, он отвечает за работу школьного радиоузла, и это ему тоже нравится. Здесь каждому подберут дело по душе, помогут.

Вот и Барбаре Тёпфер с ее двумя малышами было поначалу трудно, и в работе она не находила удовлетворения – дело вроде бы не спорилось. Но молодые друзья пришли ей на помощь, и вот теперь ее 6-й класс так отличился, что его премировали поездкой в Советский Союз.

Многие предложат свою помощь и Сильвии. Конечно, не все будет легко. Увлечь, заинтересовать ребят – первейшее и очень непростое требование к педагогу всегда и везде. А в Лаубсдорфе привыкли уже к самому высокому эталону.. И потому молодые учителя вместе работают, вместе преодолевают неуверенность, ходят друг к другу на уроки, вместе готовятся к ним. А кроме того, они затевают так много веселого, что порой переворачивают школу вверх ногами. Они считают, что товарищеские отношения с учениками и такое вот общее веселье – лучшая основа для хорошей дисциплины и увлеченной совместной работы.

Что ж, как поется в песне, «школьные годы чудесные». Это известно всем. Впрочем, как и то, что летят они быстро. А что же после школы?

В ГДР окончившие десятилетку имеют возможность пройти двух- или трехгодичное профобучение, получить как профессию, так и аттестат зрелости, дающий право поступления в вуз. Успешно окончив десятилетку, можно посещать и расширенную среднюю школу (11-е и 12-е классы), после которой получить аттестат зрелости. Те же, кто ушел из школы после 8-го класса, приступают к трехгодичному профобучению, которое одновременно включает в себя программу 9 – 11-х классов общеобразовательной школы.

99 процентов вчерашних школьников в ГДР приходят, на производство через ПТУ. Но прежде им предстоит выбрать профессию. Дело это нелегкое. И многим на помощь приходят специальные центры профориентации, которых в стране около двухсот. Именно здесь для тысяч ребят начинается новая жизнь.

«НАЧИНАТЬ ВСЕГДА НЕИМОВЕРНО ТРУДНО: СКОЛЬКО ВСЯКИХ ПОДХОДОВ НУЖНО ПЕРЕПРОБОВАТЬ, СКОЛЬКО ВЛОЖИТЬ ТРУДА, КАК ДОЛГО НАДО СВЫКАТЬСЯ С ПРЕДМЕТОМ И ВЖИВАТЬСЯ В НЕГО, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ТЫ ИМ ОВЛАДЕЛ, УСВОИЛ ЕГО ЯЗЫК И САМ МОЖЕШЬ ГОВОРИТЬ НА НЕМ».

Томас МАНН.

Иоахим Шредер, заместитель директора центра профориентации Карл-Маркс-штадта, пригласил нас в большую комнату, затем, широким жестом указывая на отдельную кабину, сказал:

– Прошу вас, проходите. Садитесь, пожалуйста. Удобные кресла, маленький столик с придающей

уют лампой располагали к неспешной доверительной беседе.

– Расскажите о себе – когда заканчиваете школу, какую профессию хотите выбрать...

Переглянувшись, мы с удовольствием включились в игру, предложенную нам. Один из нас взял на себя роль абитуриента, остальные превратились в «заботливых родственников».

– Десятилетку я заканчиваю в следующем году... Шредер укоризненно покачал головой – дескать,

что же так поздно задумались о будущей профессии. Мы же, посовещавшись, решили смоделировать сложнейшую, на наш взгляд, ситуацию:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мы едины – сегодня, завтра, всегда

Ответы кандидата в члены Политбюро ЦК СЕПГ, Первого секретаря Центрального совета Союза свободной немецкой молодежи Эгона Кренца на вопросы главного редактора журнала «Смена» Альберта Лиханова