Синантроп

М Папава| опубликовано в номере №266, февраль 1935
  • В закладки
  • Вставить в блог

Древняя стоянка китайского обезьяночеловека

I. Находки китайского ученого Пэя

Чжоу-Коу-Тянь - так называется эта огромная пещера, находящаяся в глубине высокого холма, в сорока милях от Бейпина (Пекина).

Расщелины ее заполнены обыкновенным известняком и красной песчанистой глиной. Китайское геологическое общество, приступая к ее раскопкам, не подозревало, что через несколько лет слава этой неизвестной пещеры прогремит на весь мир.

Сотни тысячелетий прошли над пещерой, отлагая на дне ее свои следы, прежде чем земля, покорная заступу ученого, открыла окаменевшие остатки прежней жизни.

Сначала появились на поверхности земли кости ископаемых животных: лошади, носорога, буйвола, оленя и страшного махайродуса - вымершего тигра-саблезуба с огромными саблевидными клыками.

В 1926 г. здесь были найдены два человеческих зуба и в 1927 г. - еще один, вполне сохранившийся. Восстанавливая по этой ничтожной частице целое, канадский анатом Дэвисон Блэк описал новый «род» ископаемого человека, который он назвал «китайский человек».

В 1928 г. китайский палеонтолог Пэй извлек из пещеры обломки двух челюстей и черепа. Один из обломков челюсти, по мнению ученых, должен был принадлежать ребенку. Зубы этой челюсти в общем были сходны с человеческими, но их корни были значительно крупнее чем у человека и приближались скорее к корням зубов человекоподобной обезьяны - шимпанзе.

Основной же находкой в этой пещере была целая черепная коробка, открытая тем же Пэем 2 декабря 1928 г. Сначала раскопки не дали никаких следов орудий труда, являющихся признаком человека, - и человечность синантропа оставалась под сомнением.

На значительной глубине удалось, наконец, обнаружить большое количество (до 2 тысяч) примитивных орудий. Эта последняя находка полностью доказала «человечность» синантропа.

Находки, извлеченные из пещеры Чжоу-Коу-Тянь, позволяют нам, хотя бы отчасти, заглянуть в ее далекое прошлое. Очевидно, когда-то она была обиталищем зверей. Хищники приносили сюда свою добычу. Груды костей самых разнообразных животных - следы их пиршеств. В поисках ночлега и убежища пришли сюда и синантропы. Они ходили, согнув колени, пригибаясь к земле. Используя камень и дерево, они удесятерили силу своих освободившихся рук и сумели изгнать прежних хозяев Чжоу-Коу-Тянь. Большое количество орудий и запасов кварца, из которого орудия изготовлялись, говорит о том, что синантропы жили, обединяясь в группы. У синантропов были покатые, убегающие назад лбы, мощные надбровные дуги, сливающиеся в надглазничный валик, нависающий затылок и массивные обезьяновидные челюсти без подбородков.

Они умели использовать случайно возникший огонь, но не могли добывать его сами. Слои золы, найденные в пещере, незначительны: очевидно, у синантропов употребление огня не было постоянным.

Костный мозг был их постоянным блюдом - об этом говорят груды расколотых трубчатых костей животных.

Их орудия не имели определенной формы, она зависела от формы кварца, взятого для обработки. Орудия были примитивны как сознание их творцов. Края камня делались заостренными, режуще-колючими. К этому сводилась его обработка, но, тем не менее, это были орудия труда; несмотря на обезьяновидные признаки в строении черепа и челюсти мы можем и должны считать синантропа первобытным ископаемым человеком, так как человек - животное, производящее орудия. Начавшееся вместе с развитием руки и труда господство человека над природой расширяло с каждым новым шагом его кругозор, углубляло его познания: «Обивая клинок своего каменного топора, он в то же время оттачивал лезвие своих способностей» (Ф. Энгельс «Диалектика природы», стр. 56. Партиздат. 1932).

II. Спор о родословной человека

Вплоть до разработки эволюционного учения Дарвином естествознание находилось в плену у библейских представлений о сотворении мира. Уделом естествознания были описание и классификация животного и растительного мира нашей планеты. Работа ученых сводилась к инвентаризации разнообразнейших «божьих творений». Но с каждым годом недра земли приносили все новые и новые улики против библии в виде остатков we существующих сейчас животных и растений. В свое время великий французский ученый Кювье создал даже любопытную теорию катастроф, чтобы примирить науку с библией. По этой теории, господь-бог неоднократно творил и уничтожал все живущее на земле. Кювье рассчитал даже точную цифру таких смен органического мира - 27. По его мнению, библия зафиксировала только последний, 27-й акт творения, после которого жизнь на земле установилась в формах, доступных сейчас для исследования. Ископаемые же находки являются как бы черновиками предыдущей работы «всемогущего».

Но уже в 1853 г. сам Ляйель, знаменитый председатель Лондонского геологического общества, на съезде Английского общества естествоиспытателей должен был признать большую геологическую древность остатков человека. И не случайно, что это признание Прозвучало впервые в наиболее прогрессивной капиталистической стране того времени - Англии.

В дальнейшем, вплоть до конца XIX в. - периода расцвета капиталистической системы, эволюционное учение завоевало естествознание. Но начало XX в., когда устойчивая, как казалось, система капитализма начала давать трещины, проходит уже под знаком большого сопротивления этому учению со стороны ряда буржуазных ученых.

Выводы дарвинизма, подрывающие в самом корне веру в божественное происхождение человека, начинали казаться особенно опасными. В трудах последнего времени буржуазные ученые начали проявлять особую «осторожность» в оценке находок ископаемого человека.

С обострением классовых противоречий капиталистического мира стали возможны уже такие дикие факты, как «обезьяний процесс» в Америке в 1925 г., где общественный обвинитель Брайан прямо заявил, что сотворение Адама и Евы есть лучшее объяснение родословной человечества.

И как раз конец XIX и начало XX в. дали нам ряд находок, могущих заполнить пустоты в предполагаемых ступенях развития от обезьяны до человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены