Силы юности

Н Плавильщиков| опубликовано в номере №51, апрель 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

ЮНОСТЬ - молодость - омоложение... Стара штука омоложение, это я давно уже слыхал...

- А с чего вы взяли, товарищ - читатель, что я буду говорить об омоложении? Слово «юность» вас смутило? Юность - молодость - омоложение. Так. Вы и обрадовались - заторопились - «я знаю, о чем будет речь». И - ошиблись. Ничего вы не знаете, и торопиться было не зачем.

Нет, я буду говорить не об омоложении. Что такое юность, молодость? Это - когда организм находится в периоде усиленного роста, развития, когда «кривая жизни» идет вверх. Потом она остановится - зрелость. Потом начнет падать - старость. Характернейший признак юности - рост. Кончился рост - кончилась, прошла и молодость, остановилась, замерла на одной точке «кривая жизни». Рост - юность; юность - рост. Почему мы растем, почему растут все животные и растения? В чем заключается это явление роста тела?

Наше тело состоит из клеточек (вы, конечно, знаете это), из клеточек состоит тело любого животного и растения. Клеточки эти не растут до бесконечности; каждая из» них, достигнув определенных размеров, перестает расти. Но клетки размножаются (делением пополам), их становится больше и больше. Отсюда - рост организма. Из одной оплодотворенной половой клетки человека получается, в конце концов, организм, состоящий из миллиардов клеток. Этот период усиленного размножения клеток делением и есть период роста, период юности организма.

От чего зависит это усиленное размножение клеток? С чем связаны явления роста, юности?

- Знаю, - спешите вы ответить. - У нас есть особые железы - зобная, щитовидная, мозговая...

- Опять вы заторопились, товарищ - читатель, и опять... ошиблись. У нас такие железы есть. Да. А у растений, а у низших животных? Нет. То - то и дело. А они все растут. Железы, о которых вы заговорили, только управляют явлениями роста, регулируют его. Но не ими вызвано усиленное размножение клеток.

Не огорчайтесь, что вы ошиблись. Эта ошибка не только ваша - многие ученые думали, что явления усиленного размножения клеток зависят от присутствия в организме особого химического вещества, так сказать, «гормона роста».

Думали так до 1922 года. Пришел 22 - й год и принес новость, да не простую, а колоссального значения - Эта новость - открытие, сделанное русским ученым, проф. Гурвичем. Об этом - то открытии Гурвича я и буду говорить.

Что открыл Гурвич? В двух словах - «силы юности», а подробно - почитайте дальше.

Изучая деление клеток, Гурвич пришел к выводу, что теория «гормона роста» не может объяснить нам всей сложности наблюдаемых фактов. Отсюда - должна быть еще какая - то причина. Нужно найти эту причину, этот неизвестный «фактор» роста; Гурвич ищет, и сравнительно быстро находит. Ряд блестящих опытов подтверждает правильность его предположения.

Проследим эти опыты. Они интересны не только по своему остроумию и простоте, они покажут нам - как «делаются открытия».

Давно было известно, что усиленное деление клеток можно вызвать искусственно. Для этого нужно только живой ткани нанести поранение. Поранив ткань и вызвав этим самым усиленное деление клеток около раны, я вправе искать именно здесь причину этого явления.

Гурвич берет роговицу глаза лягушки, наносит на нее круглую ранку (диаметром в 0,25 - 0,30 миллим.). Через несколько дней кругом ранки наблюдается (в микроскоп) усиленное деление клеток: клетки делятся сотнями. Ранка - центр, от которого по радиусам все клетки кругом начинают делиться.

Какой возбудитель этого деления? Химический или нет? Новый опыт... Возбудитель распространяется от центра ранки - попробуем загородить ему дорогу. Можно это сделать? Оказывается - да. Легкая царапинка, нанесенная в поле действия круглой ранки, оказывается достаточной преградой. Сама царапинка очень легка, она почти не образует вокруг себя делящихся клеток (раздражение недостаточно сильно). Мы загородили возбудителю дорогу. Оказывается, за царапинкой клетки не делятся. Получили мы ответ на вопрос - какова природа возбудителя: химическая или нет? Да, получили - не химическая.

Вам непонятно - почему не химическая. Слушайте. Если бы возбудитель был химический, смогли бы мы ему загородить дорогу нашей царапинкой? Нет. Он распространялся бы равномерно во все стороны, он обогнул бы, в конце концов, нашу царапинку (можете вы помешать чайной ложкой сахару распределиться по всему стакану чая?). Клетки в районе действия ранки везде делились бы равномерно густо. Получилось же иное - клетки за царапинкой - перегородкой делятся во много раз слабее. Что все это значит? Это значит, что «возбудитель деления» распространяется не диффузно - не во все стороны, а прямолинейно. Отсюда - его природа не химическая.

Что распространяется прямолинейно? Лучи. Вот тот вывод, который получен из этого опыта.

Лучи обладают способностью отражения. Если у нас здесь и вправду - лучи, то и они должны отражаться. Новый опыт. Гурвич берет корень лука и помещает его в изогнутую стеклянную трубочку. Отраженные стенкой трубочки лучи должны попасть на определенный участок корешка и вызвать в нем усиленное деление клеток. И что же? Опыт удается (см. рис. 2).

Итак, этими опытами доказано, что возбудитель деления - какие то лучи, испускаемые клетками; действуя на соседние клетки, они ив них вызывают усиленное деление.

А лучи одного корешка - могут ли они действовать на клетки другого, соседнего? Да. Гурвич и это доказал на опыте. Брались два корешка; один располагался отвесно, другой - под углом к первому. Вертикальный корешок - восприемник, наклонный - передатчик возбудителя. Особым механизмом взаимное отношение корешков удерживалось без изменения в течение 4 - 5 часов. Оказалось, что в вертикальном корешке клетки особенно усиленно делились как раз со стороны наклонного корешка (см. рис. 3).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рабочий подросток

В изображении художественной литературы