«СИ-235»

М Афонин| опубликовано в номере №277, январь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

«СИ-235» – шифр новой советской вещи.

Это не только производственная «фамилия» десятков тысяч близнецов. В шифре скрыты и те незаурядные качества, которые обрадуют обладателей этой изящной, культурной вещи.

«СИ-235» – сетевой, индивидуальный, 2-контурный 3-ламповый радиоприемник выпуска 1935 года. Первые два слова обозначены инициалами, три последних – цифрами.

Самое замечательное в радиоприемнике это то, что он индивидуальный Такого приемника, по существу говоря, у нас еще не было. Были детекторные. Но эти ящички-лилипуты – не более как детские велосипеды в сравнении с «СИ-235» – взрослой легковой машиной. Были и есть приемники типа «ЭЧС». Хороший приемник. Но по отношению к «СИ» вполне позволительно назвать его грузовой машиной. «ЭЧС» хорошо «везет» клубный зал, колхозную радиофицированную поляну, но для комнаты он чересчур мощен, громоздок.

Два – три года у нас было сравнительно немного индивидуальных «радиоточек». Радиоприемник стоял в клубе, в избе-читальне, в красном уголке. Радиопотребитель был в основном «оптовым». Не то теперь. Необычайно ВОЗрос культурный уровень рабочей молодежи. Пришла пора, когда хороший радиоприемник должен стать настольной массовой индивидуальной вещью – вещью ширпотреба. И большая ценность «СИ-235» в том, что он вполне может быть причислен именно к этой кате. горни вещей. И если количество приемников «ЭЧС» измерялось максимум десятками тысяч, то «СИ» уже в ближайшие два года будет считаться на сотни тысяч. Секрет этой огромной цифры замечателен и прост: приемник «СИ» стал на конвеейер, а раньше радиоаппаратуру делали медленно.

Каждую минуту с конвейера завода им. Орджоникидзе сходит готовый «СИ». Один приемник снят, и уже на конвейер положен новый, еще пустой каркас с десятками отверстий, еще не заполненных деталями.

С конвейера «СИ» поступает на «пробой». Электротоком высокого напряжения (450 вольт) испытывается здесь его электрохозяйство. Регулировка, электроконтроль, выдержанные на «отлично», дают право механизму «СИ» занять помещение в красивом, изящно отделанном ящике, где уже установлен репродуктор (см. фото). Еще одно преимущество приемника «СИ» перед «ЭЧС» и ему подобными: динамический репродуктор (или «динамик») в радиоприемнике «СИ» заключен в общий со всем механизмом ящик. Теперь это – одно целое, одна вещь, удобная, портативная и легкая.

Но, может быть, все это сделано в ущерб основному качеству радиоприемника: его «дальнобойности», чувствительности? Ни в какой мере! Известные конструкторы: инж. Лосицкий П., Афанасьев И. и Мейдус Ф., – создавая «СИ», стремились не только сделать его доступным для сборки на конвейере (условие массовости продукции), но и сохранили ему дальнобойность, чувствительность «ЭЧС», даже при меньшем количестве ламп («ЭЧС» – 4 лампы, здесь – 3).

Летом 1935 года несколько работников лаборатории завода им. Орджоникидзе отдыхало в Сухуме (Абхазия). Лаборанты в порядке и службы и дружбы захватили с собой «СИ-235». Климат в Сухуме, как известно, прекрасный, но «радиоклимат» здесь очень плох: горы, убежище густых туманов, береговые и пароходные «морзянки» (радиотелеграфные станции) чрезвычайно засоряют здесь эфир. В таких условиях трудно было ожидать успеха действия нового радиоприемника. Однако «СИ-235» показал себя и здесь с наилучшей стороны. Лаборанты в один вечер «поймали» около 50 радиостанций. Они слушали Москву, Ленинград, Харьков, Ашхабад, Баку, Лондон и Алжир, Анкару и Будапешт, Бордо и Александрию.

Можно считать, что массовый индивидуальный приемник выдержал экзамен. Арсенал нашей культуры пополнился еще одной прекрасной советской вещью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены