Школа циркового искусства

Т Никонова| опубликовано в номере №594, февраль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Звонок, и на манеж выбегает большая группа юношей и девушек в лёгких спортивных костюмах. Светловолосая тоненькая девушка-подросток начиняет жонглировать шарами, кольцами, серебристыми булавами. На ходу булавы перехватывает другая девушка, в синем трико, за ней ещё одна. Перекидывая кольца друг другу, девушки образуют красивый хоровод. В центре его работают гимнасты. Девушка в балетной пачке поднимается на плечи своего партнёра и по команде делает стойку на одной руке. Рядом учащийся Николай Лукьянов, лёжа на спине, строит замысловатую башню из разноцветных кубиков, строит не руками, а ногами. Плавно взлетают на кольцах и подвижных трапециях воздушные акробаты, легко и непринуждённо скользит по туго натянутой проволоке эквилибристка Зина Горельченкова с веером в руке...

Так проходят занятия по специальности в Государственном училище циркового искусства, первом и единственном пока в мире учебном заведении, готовящем кадры всесторонне образованных и искусных артистов цирка.

Осенью, к началу учебного года, сюда приезжают из различных городов нашей Родины молодые люди - участники художественной самодеятельности, спортсмены, выпускники детской акробатической школы. Поступающие держат экзамены по общеобразовательным предметам в объёме средней школы и проходят испытания по специальности - акробатике, гимнастике, жонглированию. На каждое место обычно бывает пять - шесть заявлений, и предпочтение отдается самым ловким, смелым и самым настойчивым.

- Настойчивость в достижении цели - уже половина успеха артиста, - говорит новичкам ветеран цирковой арены Юлия Михайловна Польди.

Это не фраза, а один из важнейших принципов воспитания будущих артистов.

Когда Юлия Михайловна предложила своей воспитаннице Логачёвой подготовить весьма сложный акробатический номер - «арабское колесо» на проволоке, - некоторые ученики и даже кое-кто из преподавателей стали отговаривать: слишком уж труден этот номер, вряд ли она справится с ним... Но девушка твёрдо решила не отступать. Бессчётное количество раз «крутила» она это «арабское колесо» - сначала на полу на манеже, потом, надев предохранительный пояс, перешла на проволоку и продолжала работать упорно, неутомимо. Были и неудачи, но с каждым днём всё чётче и уверенней становились движения, оттачивалось мастерство. Настойчивость и энтузиазм победили. В этом году «арабское колесо» в исполнении молодых артистов Нины Логачёвой и Анатолия Книжникова показывается на арене Московского цирка. Впервые увидят зрители в новом сезоне и оригинальный акробатический номер Валентины и Анатолия Байковых, жонглёра с пылающими факелами Воробьёва, спорт-жонглёров Аникееву и Волкову, акробатический полёт Матвеева, Федюнькиной и Османовой и ряд других номеров.

На представлениях в Московском госцирке среди зрителей часто можно видеть будущих артистов-воспитанников училища. Посещение цирковых представлений входит в программу обучения на старших курсах.

Выпускники училища принимают участие в шефских концертах, которые устраиваются для школьников и студентов во время каникул, выступают перед населением на агитпунктах.

Много талантливых и разносторонних артистов воспитало и вырастило училище за четверть века своего существования. Советский зритель хорошо знает и любит популярнейшего советского клоуна Румянцева (Карандаша), виртуозных акробатов Федосовых, рекордсменов-эквилибристов на шестах Французовых, гимнастку Елену Лебединскую, группу замечательных акробатов, возглавляемых Абопаловым, изобретательного «ковёрного» Игоря Попова, гимнастов Горшковых - все они вышли из стен училища циркового искусства.

Государственный цирк Монгольской Народной Республики был создан с помощью советских цирковых специалистов, и первую монгольскую цирковую труппу артистов готовило Московское государственное училище циркового искусства. За помощь в создании монгольского цирка правительство наградило директора училища А. М. Волошина почётной грамотой и орденом.

В фойе манежа вывешены стенды с отзывами советской прессы о работе бывших питомцев училища: здесь и вырезки из журналов, и фотографии из газет, очерки об отдельных исполнителях, рецензии на интересные представления.

Проезжая через Москву, молодые артисты заходят в училище, рассказывают педагогам о своей работе, благодарят за помощь, практический совет.

Показ подготовительной работы над выпускными номерами - большое и радостное событие в жизни училища.

В этом году смотр работы выпускников начался выступлением группы девушек-акробатов. Трудный цирковой номер «Прыжок с четырёх рук», красиво и легко исполненный Наташей Петровой, чемпионом СССР по акробатике, получил хорошую оценку приёмной комиссии. Одобрена также работа выпускников Бондаревой, Могучевой и Мартыненко, создавших под руководством педагога С. Д. Морозова оригинальный номер «Спортивная игра с шарами». Отличные оценки получили учащиеся класса акробатики Максимов, Кондратов, Боровиков- ловкие и бесстрашные прыгуны с трамплином эквилибристы Эпова и Шашков.

После показа учащиеся окончательно «отрабатывают» номера. Через три-четыре месяца упорной работы номер будет закончен и включён в общую программу цирковых представлений.

Цирковую молодёжь обучают лучшие мастера арены, люди, обладающие огромным педагогическим опытом и глубокими знаниями. Класс акробатики, например, ведёт Н. Л. Степанов. Сам он тоже когда-то учился в училище, а затем с неизменным успехом выступал с большой группой акробатов на аренах крупнейших цирков Советского Союза. Вместе со Степановым передаёт молодёжи свой опыт и любовь к искусству известная артистка цирка Серафима Косина, работающая на манеже, с пятилетнего возраста. Жонглёров готовят Н. Э. Бауман и старейшая русская цирковая артистка В. А. Сазонова. Окончив училище, Н. Э. Бауман долгие годы работал в цирке жонглёром. Он помогал молодым артистам, передавал им свои знания, а впоследствии решил посвятить себя воспитанию молодёжи.

Однажды ученица В. А. Сазоновой, секретарь комсомольской организации Валентина Волкова, изучая материалы по истории цирка, обнаружила в архивах афиши, рецензии и цирковые программы с портретами своей преподавательницы, «единственной в мире женщины-жонглёра с шестом». Но под знакомой фотографией почему-то стояла подпись: «Орландо». На уроках по истории цирка узнала Волкова о том, что до революции наши русские артисты были вынуждены скрывать свои имена и фамилии под «громкими» иностранными псевдонимами: иначе владельцы цирков - в подавляющем большинстве иностранцы - отказывались заключать контракты. Теперь об этих диких нравах будущие артисты советского цирка знают только по учебникам да из рассказов ветеранов арены.

Училище прививает своим воспитанникам лучшие качества советского артиста: любовь к Родине и её искусству, трудолюбие и скромность, уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, чувство гордости за свою профессию.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены