Школа музыкальной культуры

М Руссков| опубликовано в номере №530, июнь 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зал, где происходил Международный фестиваль демократической молодёжи, был переполнен. Народы всего мира прислали сюда своих представителей. На сцене юноша, почти мальчик, ему лет шестнадцать, не больше. Простенький костюм, задорно вздёрнутый кверху нос, густые, непокорные волосы, весёлые глаза. В руках скрипка. Сотни глаз устремлены на него. Недоверчиво улыбаются иностранные «знатоки музыки»: уж слишком неподходящая наружность - куда ему исполнять произведения классиков! Американские журналисты перестали жевать сигары, развернули блокноты...

Взмах смычка - и ласковые, тихие звуки поплыли по залу. Сама русская природа дохнула на зрителей. И хоть немногие из них были в России, каждый ощутил её сердцем, ощутил душой. И каждый представил себе дремучий лес, опутанный тонким золотом паутинок.

Такова сила русской музыки. Такова дорога молодого таланта в Советской стране. Шестнадцатилетний Игорь Безродный получил премию первой степени на Международном фестивале демократической молодёжи. Недавно студент Московской консерватории Безродный вновь участвовал на Международном конкурсе имени Яна Кубелика в Праге, где занял первое место.

Московская государственная консерватория - старейшая кузница музыкальных кадров страны. Она образована в 1866 году из музыкальных классов Николая Григорьевича Рубинштейна. Одним из её организаторов был Пётр Ильич Чайковский. Вряд ли найдётся на земле человек, любящий музыку и не знающий произведений этого гениального русского композитора.

Произведения Чайковского сделались подлинно народными произведениями. Ему удалось воплотить в них всё лучшее, самое благородное и вдохновенное. Огромно влияние Чайковского на дальнейшее развитие русского и зарубежного искусства. В своём постановлении об опере «Великая дружба» Мурадели ЦК ВКП(б) поставил перед коллективом консерватории задачу: сохранять и укреплять традиции русской классической музыки.

Выполняя решение ЦК партии, консерватория привлекла к работе со студентами специалистов по русской классической музыке - профессоров Ю. А. Шапорина, С. С. Богатырёва. Они передают воспитанникам весь свой опыт, теоретические знания, стремятся сделать их высокообразованными мастерами подлинного народного искусства.

- У нас около тысячи студентов, - говорит директор консерватории народный артист республики лауреат Сталинской премии профессор Александр Васильевич Свешников, - и у каждого свой творческий и исполнительский стиль. К каждому надо подойти особо.

Для более плодотворной работы созданы кружки, в которых студенты выступают со своим творчеством и исполняют произведения русских классиков. Часто на заседания творческих кружков приходят гости - воспитанники Московского музыкального института имени Гнесиных. Будущие музыканты помогают друг другу работать над собой, обмениваются опытом и знаниями, устраивают совместные концерты.

У воспитанников консерватории ещё всё впереди. Но уже сейчас стране известны имена многих из них.

Советские люди любят творчество студента Молчанова. Особенно популярна его песня «Солдаты идут», написанная на слова студента Литературного института В. Бахнова. Молодому композитору удалось вдохнуть в неё своё, русское, отразить мысли и чувства советских солдат.

Привлекает внимание творчество молодого композитора Сулхана Цинцадзе (класс профессора Богатырёва), в котором переплетены грузинские и русские мотивы, отражающие нерушимую дружбу этих народов.

Не случайно «Концерт для виолончели» и «Квартет» Сулхана Цинцадзе. кантата «Туркменистан» Ашира Кулиева, «Азов - гора» Муравлёва прочно вошли в репертуар самых различных ансамблей. Эти произведения пронизаны горячей любовью к жизни, стремлением к счастью, гордостью за свой народ.

Студенты консерватории не замкнулись в своих стенах. Тысячами нитей они связаны с массами.

... На столе секретаря комсомольской организации звонит телефон. Комсомольцы завода имени Сталина спрашивают, может ли консерватория прислать концертную бригаду: рабочие хотят послушать студентов.

- Что за вопрос? Конечно, пришлём!

И вот уже группа воспитанников с нотами и музыкальными инструментами спешит к клубу завода.

Секретарь перебирает на столе папку рукописей. Это тексты молодых поэтов - студентов Литературного института. Необходимо некоторые из них распространить на композиторском отделении, положить на музыку.

В комитет беспрерывно заходит молодёжь. Здесь настоящий штаб.

- Созданы ещё две лекторские группы, - докладывает девушка с комсомольским значком на груди, - в программе «История русской классической музыки».

- Прекрасно! Одну будете возглавлять вы, а другую - Рождественская. У неё уже большой опыт. Недаром она несколько благодарностей имеет за свою работу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Сталинградская битва»

На съёмках 2-й серии фильма