Школа художника – жизнь

П Голубев| опубликовано в номере №864, май 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наша беседа снова возвращается к тем вопросам, которые были подняты на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Мы говорим о выставке в Манеже и, в частности, о работах молодых художников, которые были подвергнуты резкой критике. Жизненный и творческий опыт Корина позволяет ему говорить конкретно, не скрывая своих симпатий и антипатий.

— Для каждого художника главное — иметь свой собственный мир, свое лицо. А ведь мы видели работы молодых, которые нахватали всего понемногу у Пикассо, у Матисса, а своего мира не имеют. Вот ведь в чем беда. Я реалист. Разложения формы я не понимаю. Зачем это делать? Зачем уродовать человека?

Что бы там ни говорили иные критики, это не искусство, это труп искусства. Так что критика эта была правильной в самой своей сути. Речь шла об уважении к человеку, о прямом и честном взгляде на действительность. Художники они молодые, у них есть время подумать, поучиться у жизни, пристальней взглянуть на то, что делается вокруг. И работать. Очень упорно работать, помня прежде всего о назначении искусства.

Вопрос о традициях в искусстве стоит сейчас особенно остро, об этом много говорят и спорят. Мы хотим узнать мнение П. Д. Корина на этот счет.

— Без традиций искусство вообще немыслимо.

— Видимо, наши отечественные традиции начинаются еще с древнего русского искусства?

— Не торопитесь с выводами. Это вопрос сложный, профессиональный, и, решая его, не нужно впадать в крайности, а то можно много дров наломать. У нас была прекрасная иконопись, были великие мастера. Это наш вклад в мировую культуру. Такого образа, как рублевский «Спас», мировая живопись не знала. Сегодня нам чуждо содержание этой живописи и ее формальные приемы, но при всем при том во всяком большом искусстве есть нечто неуловимое. Это можно взять и от Рублева.

На наш вопрос: «Это неуловимое — мастерство или...?» — Павел Дмитриевич улыбается.

— Вы думаете, все в искусстве можно объяснить? Бели бы все было так просто, то и никакого искусства не было бы. Скучно было бы жить.

Не нужно в искусстве поспешных объяснений. Я не могу вам точно сказать, что дал мне тот или иной мастер, но, безусловно, все что-то дали: и Рублев, и Александр Иванов, и Нестеров, и Шаляпин, и Горький... Как видите, те, кто больше всего любил в искусстве человека.

Корин говорит: не нужно понимать традиции однобоко, как подражание тому, что было. К традициям нужно относиться бережно, отбирать то, что созвучно нашему времени, нашим общим идейным задачам. Главными качествами русского искусства всегда была гражданственность и уважение к трудовому человеку — об этом надо прежде всего помнить, говоря о традициях. С этих позиций нужно подходить и к проблеме новаторства. Нельзя бездумно следовать тому, что происходит в современном буржуазном искусстве. А ведь совсем недавно некоторые критики именно за подражание поднимали на щит многих молодых художников. В сущности, если разобраться, они призывали отказаться от высокого назначения нашего искусства.

Об одном молодом художнике, в свое время прошумевшем у нас и в зарубежной печати, Корин отзывается довольно строго:

— Очень уж он избаловался. Успех ему голову вскружил. А успех-то, оказывается, липовый. Нужно ему было работать, работать, а он в гении заспешил... И не знаю, сможет ли он теперь стать художником. А ведь у нас есть прекрасные молодые художники, которые, не кидаясь в крайности, всегда помня о гражданственном и воспитательном назначении искусства, честно и добротно работают. У них проблема традиций и новаторства приведена в гармонию. И это — настоящее искусство. Возьмите Д. Жилинского. Как прекрасна его работа, недавно выставлявшаяся в Манеже,— «Портрет Фаворского»! С каким реалистическим мастерством и, главное, с каким уважением к человеку написан портрет! Или П. Осоовский и В. Иванов — очень талантливые художники. Хороша вся их «Кубинская сюита». А Г. Коржев? Помните его «Поднимающего знамя»? Говорят, там у героя лицо некрасивое, чепуха! Прекрасное лицо. Настоящий социалистический реализм, без помпеза и парадности. Здесь есть подлинная революционность, что у Рюда в его «Марсельезе», у Делакруа в его «Свободе на баррикадах».

Корин с большой симпатией называет имена тех, вокруг которых нет шумихи, которые любят честную реалистическую живопись. Он называет художников, не падких на дешевый успех, художников, которые относятся к себе с повышенной требовательностью и всегда помнят о задачах нашего социалистического искусства.

Прощаясь, Павел Дмитриевич говорит с улыбкой:

— Наверное, ничего нового я вам не сказал. Ведь очень трудное это дело — искусство. Молод ты или стар, а приступая к каждой новой работе, все начинаешь заново. Всю жизнь учишься...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены