Школа ФЗИ

Б Розенцвейг| опубликовано в номере №181, февраль 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Его тщедушная фигурка казалась мелкой деталью фабричной трубы. Внизу, во дворе, стоял отряд низкорослых, упитанных полицейских, которые никак не могли приспособить свои винтовки для стрельбы вверх. Охота за человеческой дичью была в разгаре. Наконец, после долгих усилий один из полицейских, щурясь от солнца, неловким движением вскинул винтовку и нажал курок.

Грохот выстрела покрыл одинокий и сочащийся кровью человеческий крик. Жертва билась на гладко устланном асфальтовым ковром фабричном дворе, и полиция, прежде чем уложить ее на носилки, в качестве первой и самой скорой медицинской помощи торопливо накинула на нее наручники.

Происходило все это в момент забастовки текстильщиков в Иокогаме - японском Манчестере, славящемся выделкой самого тяжелого и самого прочного в мире шелка. Двадцатилетний рабочий Хирото, в знак протеста против нечеловеческих условий труда, забрался на огромную фабричную трубу, укрепил там красный флаг и, приставив ко рту наподобие рупора свою худую руку, стал выкрикивать революционные лозунги. Вызванная предпринимателем полиция подстрелила свою жертву, так как все предупреждения оставались безрезультатными.

Труба текстильной фабрики в Иокогаме не стала маяком революционного движения Японии. Героический поступок молодого рабочего Хирото так и остался мелким, но характерным эпизодом, вспышкой отчаяния, свидетельствующей о том, как тяжело и невыносимо положение рабочей молодежи капиталистических стран, если она не нашла себе еще выхода в общем потоке борьбы своего класса.

Рабочая молодежь капиталистических стран, прежде чем стать «пушечным мясом» эксплуатации в качестве взрослого рабочего, проходит суровую школу ФЗИ. Это не опечатка. Поставьте рядом слова ФЗУ и ФЗИ, и вы получите две системы воспитания и образования. Школа ФЗИ - это школа фабрично-заводского издевательства, полный курс обучения в которой является обязательным для рабочей молодежи капиталистических стран. В этих странах смешно говорить о какой-либо планомерной и целевой подготовке квалифицированной рабочей силы из молодежи. Такой подготовкой там никто из «власть имущих» не интересуется. Повышение квалификации, обогащение знаниями, наконец, просто человеческие отношения, - все это вещи, о которых молодой рабочий может только мечтать.

Капиталистическая рационализация все больше и больше превращает высококвалифицированных рабочих в особую касту, торгующую своими знаниями. В текстильной промышленности Франции, например, где эксплуатация молодежи необычайно сильна, молодняк производит подсобные работы при взрослых рабочих, работающих сдельно. Вследствие этого молодежь должна развивать ту же скорость, что и взрослый рабочий, получая при этом грошовую плату о т самих рабочих. То же мы наблюдаем в угольной промышленности Англии, в стекольной промышленности Америки и в ряде других стран. Этот красноречивый пример насаждения цеховщины и эксплуататорских аппетитов внутри рабочего класса характерен еще и тем, что молодежь, как утверждают предприниматели, в данном случае «не имеет никакого отношения ни к капиталисту, ни к профсоюзу».

Рабочий молодняк получает квалификационную зарядку из-под кнута, случайно, с большим трудом. Зато в необъятном количестве получает он богатейший принудительный ассортимент фабрично-заводского издевательства. Немудрено после этого, что, как сообщает солидный немецкий медицинский журнал, «в Германии причиной каждого третьего случая смерти является самоубийство».

Впрочем, и самоубийство не дает выхода из положения. В Берлине на углу Фридрихщтрассе и Унтер ден Линден, где проходит главный мерь уличного движения, бросился под трамвай молодой рабочий. Попытка оказалась неудачной. Окровавленный и весь исцарапанный, он был привезен в участок, подробно допрошен и затем... привлечен к ответственности за то, что помешал уличному движению.

Неимоверная длина рабочего дня и низкая зарплата - на этих двух «китах», держится вся школа ФЗИ. Рабочий день для молодежи почти повсюду равен рабочему дню взрослого рабочего. Это означает в Европе и в Америке - 10 - 11 часов в сутки, в Китае и в Индии - 13 - 14 и даже 18 часов. Зарплата же повсюду не только не равна зарплате взрослых рабочих, но даже не достигает уровня сколько-нибудь скромного прожиточного минимума. В Германии она сейчас на 20 процентов ниже тою, что можно назвать житьем впроголодь. Во Франции молодежь в среднем получает 14 - 20 рублей в месяц, отдавая назад не малую долю своей зарплаты в виде штрафов.

В огромном большинстве предприятий молодежь, начиная чуть ли не с 10-летнего возраста, работает во вредных цехах или выполняет самые опасные операции, как, например, смазывание машин па ходу. Здесь уместно напомнить, что одних только убитых во время смазки машин на предприятиях Европы насчитывается 25 тысяч ежегодно! Не менее красноречивой является рубрика несчастных случаев на предприятиях. В текстильных фабриках Лодзи, где работает в большом количестве молодежь, скорая помощь вызывается 125 раз в сутки.

Не испытывая особой необходимости в квалифицированной рабочей силе в связи с бешеной рационализацией и механизацией, капиталисты постепенно заменяют старых рабочих молодняком. Общеизвестно, что молодой рабочий остается без работы менее продолжительный срок, чем взрослый. В скобках заметим, что понятия «молодой» и «старый» весьма относительны. Так, например, в колониях широко применяется детский труд наравне с трудом взрослых. Официальная буржуазная статистика установила, что английский рабочий живет в среднем 46 лет, а индийский только 22 года. Очевидно, индийский рабочий, по понятиям капиталистов, становится взрослым уже в 8-10 лет.

Процесс вытеснения более дорогого труда взрослых рабочих более дешевым трудом молодняка принимает сейчас стихийный размер. Самое характерное, однако, то, что и здесь капиталисты стремятся вытеснить из промышленности труд юношей и заменить его трудом девушек. Несколько ярких примеров: на крупнейшей обувной фабрике «Кайзер» в Берлине при введении конвейера все мужчины были заменены девушками, при чем выработка увеличилась с 400 пар обуви до 900 в день, а зарплата уменьшилась с 40 до 18 марок (марка - полтинник) в неделю. На другом немецком предприятии было сразу сокращено 240 квалифицированных токарей и, вместо них, было принято столько же неквалифицированных девушек. На текстильных предприятиях у хана работают 2.500 юношей и 17.500 девушек. В Австрии на предприятиях широко применяется труд женщин-подростков, при чем в Виздорфе, например, предприниматели спровоцировали девушек на повышение производительности труда, назначив премией... плитку шоколада. Эта-то «плитка шоколада», т.-е. сравнительная легкость, с какой девушки-работницы поддаются эксплуатации, и заставляет предпринимателей держать на них курс.

Несмотря на такое положение, безработица среди молодежи достигает огромных размеров. В Германии и в Америке сейчас по одному миллиону молодых безработных, в Англии - 500 тысяч. В большинстве стран молодые безработные не получают пособия; там же, где это пособие выдается (напр., во Франции), оно выражается в «гигантской» сумме - 15 коп. в день. На фоне всех этих цифр и фактов явным издевательством звучит следующая надпись, повешенная администрацией над воротами одной из карандашных фабрик Берлина: «Здесь можно не умереть с голода».

Вся эта суровая школа ФЗИ увенчивается для каждой страны еще особой системой - или законом о принудительной трудовой повинности, вроде вводимой сейчас в Германии, или специальными курсами для «восстановления физического и морального состояния» безработной молодежи, основанными в Англии. В последнем случае ларчик открывается весьма просто. Военный министр Англии Том шоу поднял крик по поводу того, что физическое состояние рекрутов, вербуемых, главным образом, среди безработной молодежи, находится на угрожающе низком уровне. Вот откуда курсы «восстановления физического состояния»!

А «моральное состояние»? Здесь дело обстоит еще хуже (разумеется, для буржуазии и ее агентов).

«Вы употребляете первую половину своей жизни на то, чтобы основательно испортить вторую», - настоятельно твердят рабочей молодежи руководители школы ФЗИ.

- Нет, нет и нет! - отвечают им с каждым часом все более уверенно и твердо их непослушные ученики. - Мы употребляем первую половину своей жизни на то, чтобы основательно исправить вторую!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены