Широкий мир Рубена Овнатаняна

Алексей Николаев| опубликовано в номере №1186, октябрь 1976
  • В закладки
  • Вставить в блог

По картинам армянских живописцев мы ясно представляем себе бирюзовый пьедестал Арарата с вечно меняющейся снежной короной его вершины, багряные виноградники на плавных зеленых склонах, спокойное величие Севана... Не составляет в этом смысле исключения и творчество молодого армянского живописца Рубена Овнатаняна, но его отличает и нечто другое. Он убежден, что окружающий мир даже в малых своих проявлениях способен дать кисти отзвук прекрасного. Пожалуй, именно эта убежденность дает верный ключ для понимания большинства его работ.

Вглядитесь, как построена картина с прозаическим названием «Окно». Избегая усложненной метафоричности и вполне доверяя простому, но точному образу, художник прямо говорит о том, что перед нами не что иное, как окно в мир. Стоит только распахнуть его, чтобы увидеть, что он прекрасен. Пусть нет за распахнутым окном цветовых эффектов, огромного завораживающего пространства, бездонной глубины неба... Мир, открывающийся за ним, прекрасен именно в своем тихом лиризме, задумчивости и каком-то особенно доверчивом ожидании человека.

Этим взглядом «сквозь окно» художник выстраивает незримую, но удивительно осязаемую связь между духовным миром человека и природой, его окружающей. Так и в «Натюрморте с алоэ» художник сумел тончайшими цветовыми оттенками вселить в строгий интерьер прозрачную свежесть мартовского утра, а нам, зрителям, дать пережить трепетное чувство наступающей весны.

В «безлюдных» пейзажах и натюрмортах Овнатаняна настолько живо ощущаешь присутствие человека, что чувствуешь: художник должен говорить о нем особо, со всей степенью погружения в его внутренний мир.

Возможно, именно эта способность к психологическим поискам и серьезным раздумьям над жизнью привела Рубена Овнатаняна к большой картине. Она посвящена одному из самых трагических периодов армянской истории, когда турецкое правительство, проводившее жестокую политику геноцида, уничтожило в 1915 году более полутора миллионов армян. Надо сказать, что столь трудная и ко многому обязывающая тема решена художником с большим мастерством, проявившимся прежде всего в лаконизме выражения. В нескольких фигурах беженцев живет трагедия целого народа.

Рубен Овнатанян еще только начинает свой путь, но сделанного им оказалось достаточно, чтобы работа молодого художника была отмечена высокой и почётной наградой – премией Ленинского комсомола республики.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Завод: вчера, сегодня, завтра…

Беседуют Глеб Меркулов, директор Воскресенского производственного объединения «Минудобрения», делегат XXV съезда КПСС и Валентин Божьев, бригадир комсомольско-молодежной бригады слесарей цеха сложных удобрений