Шинель отца

Владислав Хорхордин| опубликовано в номере №1164, ноябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Речь не о том, но все же, все же, все же...

Когда Попков создавал трагические образы матерей, он писал их на одном дыхании, и сегодня в ритме этих картин мы ощущаем биение сердца художника. Сергей Тимофеевич Коненков, увидев на выставке в Академии художеств этот цикл, написал в «Правде», что, всматриваясь в «лица женщин русских, освещенные лучезарной чистотой», он «почувствовал в картинах Попкова искреннюю сыновнюю любовь к Родине». «Как художник истинно национальный, – размышлял далее старейшина советского искусства, – воспитанный на богатых русских традициях, Виктор Попков не поэтизирует увиденное, он не приукрашивает людей, а ищет в них внутреннюю красоту...»

А на мольберте мастера уже оживала его вершинная картина – «Шинель отца». Как вспоминают друзья Виктора Попкова, он, который обычно писал очень быстро, опираясь на десятки и сотни подготовительных рисунков, здесь, перед этим полотном, как будто терял свою молодую дерзость. Почти четыре года художник работал над священной, неисчерпаемой темой – ответственности нашего поколения перед памятью павших в Великой Отечественной войне...

Можно постичь секреты частностей, понять, например, как использован эффект торжественно-траурного воздействия лилового цвета, как найдена композиция, каким образом, уничтожив раму картины, Попков сумел заставить тени исстрадавшихся старух – это воспоминание о мезенских вдовах – двигаться, уходить и снова возвращаться... Можно заметить и то, как мастерски Попков подчиняет линии в картине одному ритму, прихотливому, колеблющемуся. Но трудно и, может быть, невозможно понять, каким образрм художник создает столь цельное, гармоничное произведение искусства, в котором каждая деталь естественна и органична, как частица живой природы. Эта картина выражает сокровенный смысл нашего постоянного обращения к образам тех, кто отдал свою жизнь за мирное будущее человечества. Она заставляет помнить, что:

...Мертвых нетленные очи,

Победные очи солдат,

Как звезды сквозь облако ночи,

На нас, не мерцая, глядят.

(Я. Смеляков).

Как родился в душе живописца замысел этой картины?

Говорят, что во время очередной поездки кто-то дал ему старую шинель – укрыться. Художник ощутил прикосновение грубого сукна как прикосновение времени, как прикосновение прошлого. Может быть, так оно и было, но это лишь непосредственный повод. А привела Виктора Попкова к замыслу вся его жизнь. В этом произведении слилось все, чем дышал мальчик, родившийся незадолго до войны, потерявший в ее страшном огне отца – рабочего кирпичного завода; все, чем жил мастер, так остро чувствовавший современность.

Три цвета обозначил Попков на своей рабочей палитре. Красный, синий, желтый. Может быть, они символизируют борьбу, небо, солнце? Что гадать, ясно одно: в определенности этих цветов отразилась определенность мировосприятия художника, его отношения к жизни, к людям, к творчеству.

Да, живописец выражает себя. Но если только себя, мы вряд ли назовем его художником. Виктор Попков выразил чувства целого поколения, опаленного огнем войны, поколения, в котором, несмотря на трагические события юности, живет оптимизм, живет творческая жажда созидания. И потому мы называем Виктора Попкова истинным художником нашего времени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены