Щедрость большого искусства

В Андреев| опубликовано в номере №735, январь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

С волнением вступаешь в обновленный Манеж, где ныне открыта Всесоюзная художественная выставка. Волнует все: и предстоящая встреча с новыми произведениями искусства, которые созданы за последние годы советскими живописцами и скульпторами, и необыкновенный размах показа их достижений, равного которому не было в прошлом.

В Центральном выставочном зале сосредоточены лучшие работы художников всех пятнадцати республик нашей Родины. В разных по почерку произведениях, в богатстве их содержания, в обилии творческих индивидуальностей ярко отражается сила и величие советского строя, открывшего безграничные возможности для процветания народных талантов. И когда смотришь на выставке полотна и скульптуры, когда из зала, отведенного для Российской Федерации, переходишь в залы, где размещены произведения художников Украины, Белоруссии, Грузии, Эстонии и других союзных республик, кажется, присутствуешь на замечательном, необыкновенном параде советского изобразительного искусства. Наряду с известными живописцами в этом смотре участвуют и молодые художники, чьи имена мы услышали совсем недавно. Их творчество, полное настойчивого стремления отобразить жизнь во всем ее многообразии, по - своему выразить то, что взволновало и увлекло, в значительной степени способствует успеху выставки.

У картины молодого художника Михаила Девятова «Октябрьский ветер» всегда толпится много зрителей. Полотно привлекает глубиной и свежестью мысли; оно раскрывает могучий образ великого вождя и учителя В. И. Ленина. Сюжет картины прост. Ильич идет по набережной. Хмуро плещет волной Нева, ветер гонит над рекой тяжелые тучи. Лицо Ильича задумчиво и вместе с тем величественно. Весь облик его выражает внутреннюю сосредоточенность, спокойствие и непреклонность. Художник скупо, без навязывания мелких подробностей, сумел передать вдохновение великого вождя, символизирующее революционный порыв народа, его волю к борьбе. Грозовым дыханием надвигающейся бури наполнена картина.

Павел Никонов - почти сверстник Девятова - представлен на выставке полотном «Октябрь». Сдержанно, даже несколько сухо рисует он один из эпизодов революционных будней. На переднем плане - группа греющихся около костра красногвардейцев. Один из них читает газету. Другие внимательно слушают. Ветер треплет одежду, заставляет людей прятать голову в воротник. В метко схваченных фигурах солдат, рабочих, в строгом колорите полотна оттеняется суровость тех далеких, незабываемых дней.

Произведений, рисующих образ великого Ленина, запечатлевших различные эпизоды октябрьских боев, на выставке немало. Среди них нельзя не отметить картину И. Тартаковского «Во время отдыха», работу В. Пинчука «В. И. Ленин на трибуне», скульптурный портрет Ильича, выполненный 3. Азгуром, полотна В. Серова «Ждут сигнала», Л. Щипачева «Героические годы революции», М. Аникеева «Солдаты революции». По - разному раскрывают художники пафос революции, героизм и самоотверженность ее борцов, показывают духовный подъем, охвативший миллионные массы простого народа. И замечательно то, что в этих работах отсутствует малейшая попытка искусственно приподнять изображаемое, декоративно украсить события и людей, придать им черты помпезности, от которой, к сожалению, не свободны некоторые произведения, принадлежащие кисти известных живописцев.

О молодости наших отцов и матерей, мужавших в огне октябрьских боев и гражданской войны, о сильной, чистой любви рассказывает картина А. Ацманчука «Дан приказ». Это полотно созвучно по мысли известной комсомольской песне. Юноша и девушка прощаются. На их лицах тревожная задумчивость. Художник с помощью простых, но запоминающихся деталей подчеркивает сложность чувств, которые владеют молодыми людьми. Этой же теме посвящены произведения скульптора В. Бородая «Уходили комсомольцы на гражданскую войну» и живописца Е. Расторгуева «Юность».

Отец и сын идут вместе, плечом к плечу, на борьбу с врагом - таков сюжет картины Н. Корниенко «За землю, за волю». Романтической окрыленностью, безудержной отвагой веет от молодых конармейцев, изображенных на монументальном полотне В. Шаталина «По долинам и по взгорьям». Все эти работы радуют стремлением художников правдиво передать драматизм и предельный накал чувств своих героев. Мы в лицо видим тех, кто по призыву Коммунистической партии и велению сердца бился с белогвардейцами на Дону и за Уралом, шел в атаку у Перекопа, сражался насмерть с интервентами под Петроградом и на Дальнем Востоке. Эти произведения - безусловное свидетельство возросшего мастерства молодых живописцев и скульпторов. И нет сомнения, что обращение к историко - революционным темам благотворно скажется на их дальнейшем творчестве.

На выставке много работ, посвященных подвигам советского народа в годы Великой Отечественной воины. Живой, немеркнущей правдой волнует произведение молодого ваятеля Ф. Фивейского «Сильнее смерти»; оно зовет к мужеству, стойкости, верности Родине.

Большой искренностью проникнута талантливая картина Б. Йеменского «Земля опаленная». В ней нет ни подробно выписанных деталей, ни острого сюжета. Кажется, будто художник заглянул в какой - то момент во фронтовой окоп и запечатлел то, что там увидел. И вот перед нами предстал солдат, который в минуту затишья сорвал ржаной колос и выбрал оттуда несколько зерен. Мы отчетливо видим его лицо, мускулистые, натруженные руки... Витки колючей проволоки, стреляные гильзы, следы танковых гусениц, каска - все это где - то на втором плане. Самое главное - это взгляд солдата, полный мучительного раздумья о жизни, об истерзанной, опаленной огнем земле. Картина Неменского - целая повесть о войне, о человеке - труженике, призвание которого - создавать, а не разрушать; она звучит как страстный призыв к миру, как суровое обвинение по адресу тех, кто пытается развязать войну.

Поэзия созидания, поэзия труда - одна из главных тем выставки. Она раскрывается во многих произведениях - таких, как «Мужья возвращаются» Э. Илтнера, «Ночная пахота» Э. Мкртчян, «Донские рыбаки» Б. Спорыхина, «Новоселы на целине» Ю. Стручкова. Художники, привлекая разные живописные средства, раскрывают характер советского человека, подчеркивая в нем высокую нравственную силу и чистоту, трудолюбие и благородство. Гордость за людей, создающих блага жизни, - вот то чувство, которое испытываешь перед монументальной фигурой «Молодого рабочего» Б. Пленкина, энергичными, полными задора и неисчерпаемой молодости рабочими с картины Е. Самсонова. Этих людей ясно видишь, в них узнаешь своих современников.

Произведения о труде, как и другие экспонаты выставки, конечно, различны по мастерству. Однако в преобладающем большинстве картин отчетливо проявляется стремление художников найти наиболее полное живописно - композиционное воплощение того жизненного материала, который взволновал и увлек их. Это стремление, проявляющееся в многообразии манер и почерков, свидетельствует о неиссякаемой плодотворности метода социалистического реализма, позволяющего художнику выявить лучшие стороны своего таланта, раскрыть высокий светлый мир чувств советского человека. Торжественной песнью о богатствах седого Урала, о людях - богатырях, покоряющих его недра, звучит монументальная скульптурная композиция В. Зайкова «Сказ об Урале». О красоте человеческой, о радости творческого труда рассказывают полотна братьев Ткачевых, М. Труфанова, Л. Чорбадзе, Т. Салахова и многих, многих других.

Подлинное произведение искусства - это как бы окно а новый мир. Оно обогащает зрителя новым видением жизни, объясняет то, что еще не осознано, заставляет задуматься и глубже понять окружающее, пробуждает благородные стремления. Поэтому Всесоюзная юбилейная художественная выставка для нашей молодежи имеет чрезвычайно важное воспитательное значение. Произведениями, экспонированными на ней, она открывает перед юношами и девушками великие, необъятные горизонты, рассказывает о мужестве и самоотверженности наших отцов и матерей, свершивших первую в мире социалистическую революцию, заставляет с большей ответственностью относиться к себе, к своим поступкам. Недаром десятиклассники одной из школ города Москвы пишут в своем отзыве: «Посетив выставку, мы унесли в своих сердцах еще большее уважение и признательность к нашим отцам, которые построили наше государство». В этих словах молодых людей, только - только вступающих в жизнь, выражена могучая, благородная сила нашего социалистического искусства, призванного служить своему народу, воспитывать нового человека, человека - творца и созидателя, вдохновенного строителя коммунистического общества.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены