Северным морским путем

И Лейзеров| опубликовано в номере №687, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Содрогаясь всем корпусом, «Лена» наступает на огромные льдины, то подминая, то раздвигая их. В ватниках, шапках - ушанках, темных очках стоим мы на мостике и с волнением следим за единоборством великолепной техники дизельэлектрохода со льдами Арктики. «Лена» держит курс из Архангельска на Дальний Восток...

На «Лене» целая художественная студия. Восемь студентов с руководителем проходят здесь в далеко не летней обстановке летнюю творческую практику. Так повелось в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова: ежегодно молодые художники выезжают на этюды, зарисовки во все концы страны.

С моряками у нашего института давняя дружба. Мы побывали на Черном море, на Балтике, в Мурманске - и вот теперь Арктика.

... Первая стоянка - на Диксоне. Все мы бросились за этюды. Осыпи черно - зеленых камней, мхи, спокойная вода, отражающая берега, пласты снега. У кромки льда - гордый силуэт ледокола «Ермак».

Ножки мольберта глубоко уходят в землю. Пишу, тороплюсь: неизвестно, сколько мы здесь простоим. Ведь у «Лены» свой напряженный план: два рейса по Северному морскому пути в одну навигацию. Вдруг слышу сзади какое - то сопение. Огромные, свирепого вида собаки расположились совсем рядом, но мирно. Позже мы привыкли к ездовым собакам. Они оказались прекрасными «натурщиками». Петр Смолин и Эрик Булатов сделали с них немало живых набросков в свои альбомы.

Километрах в десяти от нашей вынужденной остановки у одного из архипелагов, на островке, виднелись мачта радиостанции и домик. Узнав по радио, что на судне сегодня будет показана новая кинокартина, зимовщики радировали нам: «Выходим в гости». В бинокль уже можно было разглядеть медленно двигающиеся по льду черные точки.

Ко мне подошел один из студентов. «Я задумал написать встречу зимовщиков с моряками», - сказал он. Через несколько минут с таким же предложением пришел другой, потом третий... Что и говорить, интересная тема! Но, к сожалению, замыслы эти не осуществились: поднялась пурга, и зимовщики повернули обратно.

Жизнь на корабле Полна впечатлений. Наши альбомы быстро заполнялись рисунками, возникали новые темы, композиции. Не все из задуманного, конечно, появилось на холсте. Однако каждый из практикантов находил свою тему.

Василий Порозов стал собирать материал для композиции «Ледовый якорь». Чтобы вырваться из льдов, в помощь машине, работающей на самый полный ход, с корабля заносится ледовый якорь - огромный крюк. Обычно он крепится за большую льдину, и лебедка тянет идущий от него трос. Иногда это помогает сдвинуть судно с места. Иногда же, чему мы были свидетелями, толстый стальной трос рвется, как нитка. Один из таких эпизодов и запечатлел молодой художник.

Тема Алексея Шмаринова - «Воздушная разведка». К нам часто прилетали самолеты - разведчики. Они сбрасывали на судно вымпел - водонепроницаемую трубку красного цвета, в которой находится карта льдов, вычерченная гидрологом, с указанием рекомендуемого курса.

Композицию эту Шмаринов написал, но сам едва не попал в большую неприятность. Сбросить на палубу вымпел не так - то просто. Был, правда, случай, когда вымпел снайперски угодил на мостик, чуть ли не в руки капитану. Но большей частью он оказывался на льдине или в воде. И вот однажды рано утром (мы еще спали) на шум самолета - разведчика выбежал Шмаринов. Вымпел упал в воду. Леша с багром в руках быстрее всех ринулся к борту. Неожиданно доска под ним повернулась, и он перевесился туловищем вниз. Каким - то чудом Алексей сумел откинуться назад, на палубу. Самое любопытное, что багор, который тянул его своим весом вниз, Алексей так и не выпустил из рук. А вымпел уплыл... Пришлось летчику сбрасывать другой.

Тема Петра Смолина - «Аврал на судне по пожарной тревоге» - потребовала многих этюдов и зарисовок. На оригинально задуманном узком длинном холсте много людей. Все в напряжении, динамике.

Эрик Булатов написал портрет рулевого Панова и сделал множество рисунков. Студент близко сдружился с экипажем корабля. Страстный шахматист, он упорно сражался в судовом турнире. Но приз все - таки не сумел завоевать. В боях на клетчатой доске моряки не уступили студентам.

Несмотря на трудности раннего плавания во льдах, на вынужденные стоянки в непроходимых полях, мы упорно продвигались все дальше и дальше на восток.

В Восточно - Сибирском море мы повстречали караван дальневосточных судов. Капитан одного из пароходов Федор Ветров оказался братом нашего капитана Александра Ивановича Ветрова. Не виделись они больше года. «Лена» шла полным ходом в разреженных льдах, времени терять нельзя. Салют гудками и флагами, краткие возгласы приветствия двух братьев - капитанов, и снова бескрайние пустынные просторы Севера.

Крутой поворот на юг у мыса Дежнева, Берингов пролив, чистая вода, большое скопление китов, отмечавших свой путь фонтанами, туман, причудливо окутывающий берега Чукотки, - вот наши первые впечатления от Западного полушария. Время здесь разнится с московским на десять часов. Непривычно было слышать полуночный бой кремлевских курантов в разгар рабочего дня.

Бухта Провидения. Поразительна ее суровая красота! Хаос гор вулканического происхождения, каменистые осыпи крутых скал, мхи, пятна нерастаявшего снега.

Смолин, Шмаринов и Порозов пишут скалы. Эрик Булатов разыскал семью эскимосов. Не успели еще ребята придти в себя от первой разминки на суше, посетить парикмахера, лишившего многих арктической бороды, как Эрик уже принес свои наброски. Остальные последовали его примеру.

Надо сказать, что натурщики оказались на высоте. Они могли часами сидеть неподвижно. Многие из сделанных здесь зарисовок легли в основу будущих работ. Так, Александр Максимовский написал впоследствии свою композицию, посвященную зверобоям, Игорь Агапов - «В чукотском рыболовецком колхозе».

В Угольной пароходы останавливаются далеко от берега, в открытой бухте. Идет рейдовая разгрузка. На «Лен»« объявлен аврал. Морская зыбь то подбрасывает баржи почти до уровня палубы корабля, то бросает вниз, в водяные пропасти. Но Диму Черняева качка не испугала. Он упорно делал зарисовки на пляшущих баржах - кунгасах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены