Сердце на ладони

Владимир Янелис| опубликовано в номере №1164, ноябрь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что же представляет из себя сам метод? Оперировать можно только на «сухом» сердце. Пережав двенадцать сосудов, выключив тем самым весь кровоток, можно 3 минуты работать на сердце. Только три минуты и не больше, потому что прекращение доступа кислорода к тканям пагубно влияет на организм. Клетки начинают умирать от кислородного голода. Остановка кровообращения в сочетании с холодом позволили увеличить время оперативного вмешательства до 6 минут. Но и этого катастрофически мапо для того, чтобы исправить серьезный порок. Выход? Насытить организм кислородом в период операции. Сделать это можно, создав повышенное атмосферное давление в помещении операционной. Вот тут-то и нужна барокамера. Доводя внутри нее давление до трех и более атмосфер, хирурги создают зону повышенного кислородного наполнения. В условиях барокамеры организм больного с остановленным кровообращением продолжает получать кислород в количестве, достаточном для поддержания жизнедеятельности клеток и тканей.

Хирург, оперирующий в барокамере, испытывает примерно то же, что и водолаз на больших глубинах. Поэтому к работе в ней допускается не каждый. Любое движение без привычки дается с трудом, резь в ушах, ощущение головокружения, слабости. Нужна длительная тренировка и абсолютное здоровье, чтобы преодопеть высокие физические нагрузки, возникающие при повышенном давлении и декомпрессии. Через все это пришлось пройти Бакерии и его коллегам. Сейчас они, по собственному выражению, чувствуют себя в своей «бочке» как рыба в воде...

...Представьте себе, что, почувствовав боли в сердце, вы идете к врачу и выясняете, к великому сожалению, что ваше сердце, увы, пора менять, как приходится менять автомобильный двигатель, честно проживший свой век. Делать нечего, вы направляетесь в ближайший специализированный магазин и подбираете себе сердце соответствующего размера и даже, если хотите, фасона. Потом вам его быстренько вшивают, и вы вновь бодры и здоровы. Абсурд? Не совсем. Пусть не скоро, пусть не в магазине, пусть не вам, а вашим детям, внукам, дожившим до преклонных лет, но наступит время, когда врачи предложат сменить сердце с той же простотой, с какой предлагают сейчас сменить разрушенные зубы на искусственные. Ибо, какой бы чувствительностью ни обладало сердце, оно в принципе всего лишь мотор с клапанами и приводами. Главное в решении проблемы искусственного сердца – преодолеть барьер несовместимости, то есть найти такой материал, который прижился бы в организме человека. Такой материал будет найден.

В одной из лабораторий мы видели стенд, на котором проходили испытания экспериментальные клапаны, созданные сотрудниками лаборатории. Полностью имитировалось артериальное давление, давление при открытии и закрытии клапанов, в различных режимах работы сердца: «человек отдыхал», «человек работал», «шел», «бежал», «смеялся», «огорчался» и так далее. Различные по размеру клапаны представляли из себя довольно простую конструкцию – шарик небольшого диаметра, заключенный в каркас, который опоясан кольцом; нержавеющая сталь высокой чистоты полировки, селиконовый каучук, второлласт. Сталь нетрамбогенна, но тяжела. Ученые ищут ей замену. Здесь же проходят испытания сосуды из лавсана и фторлона, необычайно легкие и пластичные.

А потом мы держали на ладони сердце. Искусственное. В мельчайших деталях повторяющее настоящее, человеческое: те же сосуды, предсердия, контур, вес. Но не столь хрупкое и ранимое. Казалось, оно должно вот-вот забиться. Но оно было мертво. Еще не настало его время. Настанет. Да, кстати, о нашем пациенте: взвесив все «за» и «против», Быков согласился на операцию...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены