Сердце батыра

И Френкель, А Шаров| опубликовано в номере №642, февраль 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы читаем стихи Мусы Джалиля, разглядываем пожелтевшие от времени страницы самодельной записной книжки, которые заполнялись в берлинской тюрьме, в страшном Моабите, где томились Тельман и Фучик. Записную книжку, которая пришла к нам через долгие годы, через всю Европу, через руки честных людей, не понимавших языка Джалиля, но чувствовавших правду, которой дышат эти строки.

В тяжелую минуту, когда гитлеровцы окружили отряд советских солдат, Муса Джалиль писал в дневнике: «Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за, смертью (надгробная жизнь); не та, что проповедуют попы и муллы, «жизнь на том свете». Такой жизни, мы знаем, нет. А вот есть жизнь надгробная, после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, то я заслужил эту другую жизнь... Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умереть».

Через час после того, как были написаны эти слова. Джалиль попал в руки фашистов: на последнем патроне, оставленном для себя, пистолет дал осечку. Советский поэт Муса Джалиль попал в плен, в лагерь, а потом в гитлеровскую тюрьму Моабит. Странички из дневника дошли до родных. Казалось, это была последняя весть от человека, погибшего за Родину. Но ведь Джалиль писал перед боем, что если человеку остается жить год, месяц, день, час, он должен вложить в этот год, месяц, день, час все, что он хотел и мог отдать Родине на протяжении всей жизни...

Когда Советская Армия, занимая Берлин, освободила узников Моабита, в коридоре тюрьмы, среди мусора, солдаты нашли листок, вырванный из книги, на полях которого было написано: «Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверно, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам... в Москве...».

Так в день Победы, в день падения Берлина и кончины фашистской Германии, начиналась жизнь после смерти поэта Мусы Джалиля, славная боевая жизнь.

Джалиль был казнен фашистами 10 января 1944 года. Он писал перед смертью:

Кровь предателя каплет в ведро.

Кровь батыра - в сердце народа...

Джалиль начал жизненный путь солдатом коммунизма и его поэтом. В 1919 году в оренбургской степи, когда банды белогвардейцев-дутовцев подходили к родному селу Джалиля - Мустафину, мальчик встретил свой первый бой. Он вышел против бандитов во главе комсомольской ячейки, которую незадолго до того организовал. Он сражался рядом со взрослыми и отстоял родное село. А вечером, когда кончился бой, он почувствовал властную потребность передать другим тот огонь, которым горело его сердце. Первые стихи Джалиля - это красноармейская песня, напечатанная во фронтовой газете «Кзыл юлдуз» («Красная звезда») Туркестанского фронта.... В камере ночью, когда даже надсмотрщики уходили спать, Джалиль писал стихи о Родине, о победе, о счастье бойца, о свободе:

В мае опять состоится встреча друзей -

Съедутся, наполнят вином бокалы в честь победы...

... Его убили враги. Но жизнь, отраженная в стихах, осталась. Бельгиец-партизан Тиммерманс пронес стихи татарского поэта через лагери и тюрьмы гитлеризма, через всю Германию.

Три года путешествовала эта тетрадка. Теперь стихи, посвященные Родине и вдохновленные ею, стали на вооружение борцов за коммунизм. Рядом с Николаем Островским, с Юлиусом Фучиком, с Габриелем Пери становится имя Мусы Джалиля.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Чья вина?

Павел Шебунин