Семен Гуцу

Н Дмитриева| опубликовано в номере №981, апрель 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

— Мы все в него влюблены, — просто сказали мне его сослуживцы. — Каждый хочет, чтобы Семен Павлович обратился к нему с просьбой: все с радостью сделаем для него.

Вот такой подход к делу: не приказывать, командовать (чего только не бывает в горячее время дня у горячей плиты, когда не только кипят в котлах бульоны — страсти кипят!), а попросить, объяснить, посоветовать...

Такое отношение коллектива надо заслужить. Тем более коллектива, который еще не имеет устоявшихся традиций, создан недавно, и люди в него влились из разных «пищевых точек» города.

Тут мог быть один путь, а он для Семена единственный при любых обстоятельствах — самому трудиться так, чтобы заслужить доверие, уважение большого нового коллектива.

Семен считает, что труд, работа — самое главное в жизни человека. Никакие его речи и указания не стали бы с такой готовностью выполняться, если бы его товарищи не знали, что сам шеф-повар «вкалывает» больше всех, на совесть, что это — главное дело всей его жизни. Комсомол высоко оценил его работу, наградив Семена Гуцу «Почетным знаком ВЛКСМ».

— Вы бы видели, — рассказывали мне, — как Семен Павлович вдохновляется, когда он готовит: его уже нет с нами, он не на земле, понимаете!..

Мне это понятно, потому что я пробовала «изобретения» Семена — не все, конечно, а те, что готовили для посетителей, когда я оказалась в «Нороке». Изобретать может только творческий человек, вечный искатель и борец с инертностью в изученном им и родном ему деле.

В своей работе Семен добивается того, чтобы любое блюдо было не только вкусным, но красиво оформленным. Когда коллектив «Норока» готовит праздничный стол, кажется, на столе не обычные закуски и блюда, а целые букеты цветов; играют краски, огни переливаются и дрожат на заливных...

Если разговорить Семена, откуда он берет для меню «Норока» те многочисленные молдавские блюда, которыми теперь славится этот ресторан, он расскажет, как летом ездит по деревням, находит бабушек, которых по традиции зовут на все большие семейные торжества, потому что эти бабушки держат в голове свои кулинарные секреты, как другие бабушки — сказки, третьи — песни или плачи...

Такие бабушки показывают Семену свое искусство, а он смотрит, записывает, потом в городе обрабатывает записи, составляет технологию с учетом современных условий приготовления пищи.

...Мне хотелось бы написать балладу о вкусной и здоровой пище — гордости молдаван. Потому что народная кухня — часть национальной культуры. Она как песня, как рукомесло, как сказания. Ее создает народ, народ хранит и передает новому поколению: берите, храните, радуйтесь! И это — счастье, когда дар народа попадает в руки таких людей, как Семен Гуцу, в руки его товарищей по «Нороку» — по счастью. Поэтому «балладу» надо было начинать с них. Помощники Семена — Иван Сербов и Илья Тимуш; директор «Норока» — Николай Гребенча; двадцатитрехлетний метрдотель Ленуца Харабарь; инструктор Маша Подгородецкая, которая проходила практику у Семена Гуцу, а теперь сама на базе его производства учит «поварят»; вежливые, обаятельные официанты Вася Пырцак, Сережа Шишкан и Феня Георгиу, — я в долгу пред ними. И хотя я рассказала здесь о самом достойном из них — шеф-поваре «Норока», который недавно был награжден самой высокой наградой страны — орденом Ленина, о Семене Гуцу — почетном комсомольце города Кишинева, молодом коммунисте, — вместе с ним я говорила о тех, кто каждый день идет и плитам, на которых «готовится» наше здоровье и наше хорошее настроение. О тех, кто по чести и совести дорожит своей профессией повара — доброй, понятной, щедро дарящей людям радость бытия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Я люблю тебя и революцию…»

Отрывки из дневников Анатолия Попова, сына Александра Серафимовича